Данила Давыдов. Книжное обозрение 2003 № 13
Книжное обозрение. – 2003. – 1 апреля (№ 13). – с. 4.
СМОТР «ПЛЕМЕНИ МЛАДОГО»
Третий Фестиваль молодой поэзии, приуроченный к объявленному ЮНЕСКО Всемирному Дню поэзии, прошел 21–23 марта на разных московских площадках. Интернациональный контекст был создан первым же мероприятием фестиваля: в Словацком культурном центре представляли новую книжную серию издательства «АРГО-РИСК» – «Молодая поэзия мира». Здесь выступили словацкие поэты Штефан Храпа и Яна Мойжитова, российские авторы Игорь Сид, Сергей Тимофеев, Илья Кукулин, Станислав Львовский – с переводами из украинской, латышской, грузинской, израильской, американской поэзии нового поколения.
В тот же день в салоне «Классики XXI века» праздновали десятилетие издательства «АРГО-РИСК». Вслед за спичами Евгения Бунимовича и Дмитрия Кузьмина звучали стихи покойных авторов, печатавшихся в «АРГО-РИСКЕ»: Виктора Кривулина, Генриха Сапгира, Нины Искренко. В основной программе вечера выступили Александр Левин (от лица «звездных» авторов предыдущих поколений), Николай Звягинцев (с чьей книги в свое время началась деятельность издательства), Андрей Сен-Сеньков, Вадим Калинин, Александр Анашевич, Сергей Тимофеев (выступавший в сопровождении барабанов), Станислав Львовский, Мария Степанова, Линор Горалик, Марина Хаген и сам Кузьмин, на протяжении вечера читавший стихи авторов, которые не смогли прийти или приехать: Олега Пащенко, Дарьи Суховей, Полины Барсковой.
22 марта фестивальный вечер «Молодая поэзия за год» приютило место, доселе мало знакомое завсегдатаям литературных тусовок: кафе «Пироги» на Никольской. Некоторая организационная неразбериха не помешала стать этому мероприятию центральным событием фестиваля. Дмитрий Кузьмин подчеркнул, что этот вечер является своеобразным творческим отчетом за год. Соответственно, Андрей Родионов, при поддержке перкуссии Владимира Никритина, выступал как победитель первого русского слэма, Василий Чепелев – как победитель слэма же, но в уральском варианте, IX Московский фестиваль верлибра представляла Полина Андрукович, а Фестиваль Маяковского – Наталья Ключарева; звучали и стихи лауреата премии имени Андрея Белого Михаила Гронаса (их читал актер Павел Левицкий), а участник шорт-листа той же премии, Кирилл Медведев, порадовал публику весьма странной литературномузыкальной композицией. Вообще, синтетические жанры были представлены с достаточной полнотой: Николай Охотин продемонстрировал клипы на стихи Медведева, Игоря Померанцева и Дмитрия Воденникова, снятые в рамках проекта «Movieing poetry». Читали также Станислав Львовский, Линор Горалик (как авторы ярких новых книг), Ксения Мааренникова (как значительный сетевой автор).
Последний фестивальный вечер, проходивший в «Проекте ОГИ», был связан с премией «Дебют». Выступали лауреаты, финалисты и некоторые лонг- листеры премии за три года ее существования: Шиш Брянский, Юлия Идлис, Яна Токарева, Максим Роганов, Ксения Щербино и автор этих строк. Многие молодые поэты, связанные с «Дебютом», специально приехали на фестиваль из других городов: Наталья Ключарева (Ярославль), Дина Гатина (Энгельс), Денис Осокин (Казань), Марианна Гейде (Переславль-Залесский), Василий Чепелев (Екатеринбург), Алексей Шепелев (Тамбов).
Программа фестиваля наглядно продемонстрировала яркость и многообразность современной молодой поэзии. Подобный смотр сил представляется одним из самых действенных средств пропаганды актуальных поэтических течений.
ЗАПОЛНЕННЫЕ ЯЧЕЙКИ
Ладыгин Н.
И лад, и дали.
М.: Советский писатель, 2002. – 192 с. 1000 экз.
Тимофеевский А. Опоздавший стрелок.
М.: Новое литературное обозрение, 2003. – 240 с. 2000 экз.
Миронов А.
Избранное: Стихотворения и поэмы 1964–2000.
СПб.: ИНАПРЕСС, 2002. – 384 с. 1000 экз.
Пришло время издания классиков неподцензурной поэзии, поэтов диаспоры, да и просто больших поэтов, в таком виде, как они этого заслуживают, – представительными томиками «Избранного», «Сочинений»… Хорошо, когда это происходит при жизни автора, но так, увы, случается далеко не всегда.
Палиндромы Николая Ладыгина (1903–1975), тамбовского поэта и художника, выходили отдельным изданием почти десять лет назад. Теперь появилось новое издание Ладыгина. Палиндром – одна из самых коварных областей словесности; техническая изысканность здесь порой оборачивается поэтической невнятицей. И хотя составление палиндромов разной степени сложности превратилось чуть ли не в субкультуру, авторов, создающих художественно полноценные палиндромические тексты, можно перечесть чуть ли не по пальцам: Д.Авалиани, В.Хромов, Г.Лукомников… В этом отношении творчество Ладыгина – явление совершенно уникальное. Безупречность его палиндромов сочетается с ясностью словесного строя; уникальна возможность скольжения, «быстрого чтения», вообще-то для восприятия палиндрома читателем не характерная (как правило, приходится запинаться, «вчитывать» смысл в полубессмысленное письмо). В этом, конечно же, очевидна хлебниковская школа, но то, что было для Хлебникова частным экспериментом, становится у Ладыгина основным конструктивным моментом поэтики: «Ворвались. Сила в ров/ Катила. Вали так, / Лети тел / Комок. / Уж редут удержу!/ Да за ними. Назад, / Вороны!.. Но ров, / Как / Тел переплет, / Как / Ад набит и банда / Типов вопит…».
Если максимально авангардное, казалось бы, занятие палиндромами у Ладыгина пропитано вполне «почвенными» мотивами, то традиционалист, шестидесятник Александр Тимофеевский в некоторых текстах доходит до высокого авангарда. Книга «Опоздавший стрелок» (третья по счету у поэта) формально не является избранным, но фактически состоит из стихов разных лет – от конца сороковых до двухтысячных. Жесткость, конкретизм Тимофеевского напоминают не только Слуцкого или Галича («Окончен бал, цветы увяли. / На пепелищах городов / Жгут одичавшие славяне / Случайно выживших жидов»), но порою и Холина («Если тебя не станет, / То и меня не станет, И ничего не станет. / Настанет / Бесконечная ночь. / Без звезд»). Книга завершается разделом, где собраны песни; среди них обнаруживается культовая «Песенка крокодила Гены», другие не столь известны, но заслуживают внимания.
Если подполье Тимофеевского было идеологическим, то Александр Миронов, живой классик питерского андеграунда, безусловно, подпольщик эстетический. Участник легендарного движения «хеленуктизма», он автор ярчайших образцов абсурдизма, черного юмора и в то же время подлинно религиозной поэзии. Ближайшими к Миронову авторами можно было бы назвать Елену Шварц, Сергея Стратановского и Василия Филиппова; впрочем, поэтический мир Миронова куда более мизантропичен и беспросветен, нежели у трех других классиков питерского андеграунда: «Вот и Начало: Первенец выполз на берег, / розовый, грузный – Морок в чешуйчатой маске, /слышите, он говорит, считает, тянет резину / люминесцентного дня – ив воздухе пахнет паленым».
Список поэтов, у которых до сих пор нет достаточно представительных сборников, не так уж и мал, но, по счастью, многие пустующие ячейки потихоньку заполняются.
Автор материалов – Данила Давыдов