ДООС — Студия «АЗ» / Академия Зауми

ДООС

ДООС

«Константин Кедров и Сергей Бирюков знакомы не менее двух десятков лет. Когда-то Бирюков вошёл в основанную Константином Кедровым поэтическую группу ДООС (Добровольное общество охраны стрекоз). Кедров же, в свою очередь, удачно вписался в созданную Бирюковым Академию Зауми.»






Это было в Тамбове // Литературная Россия. — 2009. — 15 мая (№ 19)

«В тесной дружбе с ДООСом были, покойные ныне, Игорь Холин и Генрих Сапгир. Моя Академия Зауми и ДООС давно находятся в дружественном взаимодействии.»




Код вер, или метаметафора Константина Кедрова // Русская мысль. — 2002

ДООС — абревиатура из стихотворения лауреата международной престижной южнокорейской премии Манхэ 2013Константина Кедрова «ДООС» (1984 г.) — Добровольное Общество Охраны Стрекоз (см. стихотворение в ссылке). Опубликовано впервые в журнале «Советская литература» (1989 г.) в номере, посвященном лениградским художникам Митькам и ДООСу.Константин Кедров считает прямым плагиатом любое использование абревиатуры ДООС без его согласия или без ссылки на его авторство,защищенное копирайтом при первой публикации. Публикация была предложена Кедрову главным редактором А.Прохановым: «Мы решили печатать всех: и правых и левых. Несите всех ваших питомцев доосов», — сказал он выйдя неожиданно из черной Волги во дворе Дома Болконских и изрядно напугав этим Константина Кедрова, отстраненного в то время от преподования в Литинституте по требованию КГБ в 1986 г..

  • Образ стрекозы изначально присутствует в поэзии Кедрова:»В окруженьи умеренно вянущих роз / Обмирает в рыданиях лето. / Гаснет радужный крест стрекозы,где Христос / Пригвождается бликами света»(1976).Киевский поэт Александр Чернов (в то время студент Литинститута, где преподовал Кедров), вспоминает, как Кедров,Кацюба и он в присутствии литературоведа Александра Чудакова вылавливали из моря стрекоз в бухте у Золотых ворот в Котебеле и высушивали на солнце их крылья,пытаясь отправить в новый полет. Чудаков при этом читал стихи обэриутов. Об этом в другом стихотворении Кедрова: «Стрекоза осыпалась /в ее пустоте / плоским молотом ветра прибивали пустыми гвоздями / Розы зрели в ладонях / В лозе опустелой пел еще виноградный Христгос»(1976). Безусловно, кроме Александра Чернова ,Кедров имел в виду и студента Литинститута поэта А. Парщикова и его супругу Ольгу Свиблову, по приглашению которых он с Еленой Кацюбой приехал в Крым. Образ пульсирующей стрекозиной стаи поэтов к тому времени полностью сформировался.
  • Реальный состав ДООСа как творческого сообщества с годами менялся. Созданный в пику ДОСОАФ, ДООС фактически существует с 1976 г., что и отражено в стихотворении.
  • ДООС никогда не являлся организацией с уставом и правилами, это чисто виртуальное сообщество — то, что в культуре принято называть «невидимый колледж». Участников объединяет прежде всего игровое начало, нестандартность мышления, творческих методов и поиск новых выразительных средств в искусстве, а также полная свобода мнений.
  • 1999 г. Андрей Вознесенский и Генрих Сапгир, бывшие долгие годы близкими друзьями ДООСа, пожелали официально войти в ДООС в звании стрекозавров. Их просьба была незамедлительно выполнена, а само вступление зафиксировано выпуском сборника «Новые ДООССкие».
  • Важнейшая акция ДООСа — проведение по призыву ЮНЕСКО в 2000 г. впервые в России Всемирного Дня Поэзии. На афише «Первого Всемирного Дня Поэзии», состоявшегося в Театре Юрия Любимова на Таганке 21-го марта, ясно обозначено; «Андрей Вознесенский — ДООС-стрекозавр. Константин Кедров ДООС -стихозавр. Елена Кацюба ДООС — стрекоза» (афишу и видеозапись вечера см. в ссылках). Благодарность ЮНЕСКО за проведения этого вечера опубликована в «Журнале ПОэтов» № 14 «Созвездие весны»

История

  • 1976 г.Константин Кедров, Елена Кацюба,Александр Чернов Алексей Парщиков и Ольга Свиблова на совместном хэппенинге в Симеизе и Коктебеле образуют новое творческое содружество еще не имеющее названия. В будущем это будет МЕТАМЕТАФОРА и ДООС. В бухте у Золотых ворот в Коктебеле состоялся первый хэппенинг со стрекозами.(См. стихи Кедрова «Крест» и «Стрекоза осыпалась..»)
  • 1982г. Парщиков, Свиблова и финский славист Юкка Малинен приезжают к Кедрову в Переделкино с просьбой дать название новому направлению. На крылечке деревянного флигеля, где Кедров и Кацюба жили рядом с Новеллой Матвеевой и Кяуру, состоялся творческий саммит. Кедров предлагает термин МЕТАМЕТАФОРА — метафора в квадрате с намеком на квадрат Малевича и метафизику формулы Эйнштейна Е=мс, где скорость света «С» в квадрате. «Трудно будет произносить» — сказала Свиблова. «Научатся», — сказал Парщиков.
  • 1983 г. Летом в Малеевку приезжает Парщиков с просьбой написать предисловие к его поэие «Новогодние строчки» для «Литературной Учебы.». Кедров пишет «Метаметафора Алексея Парщикова»: «Привыкайте к метаметафоре. Она безгранично расширит пределы вашего зрения». Одновременно Кедров пишет поэму «Заинька и Настасья»: «Нет ни тела / ни даже того,что вне тела / кроме грозных стрекоз…» 1983 г. Стихотворение К.Кедрова «ДООС», ставшее позднее названием и манифестом поэтического общества «ответвившегося от метаметафоры» (В.Вестейн), и текст «Компьютер любви», ставший по словам исследователей «манифестом метаметафоры» (Г.Сапгир,К. Ковальджи,С.Джимбинов.)
  • 1988г.Вечер авангарда проведенный ДООСом в большом зале Олимпийский с участием ансамблей ДО-Мажор и Марка Пекарского. Марк Пекарский дирижирует «Компьютером любви » Кедрова в авторском исполнении.Под дефиле манекенщиц Кедров читает «Шахматный Озирис». Каждая участница-часть растерзанного Озириса:»Проносят нос-слон/глазной гамбит или рокировка/правя рука что-то означает/ее волокут отдельно/Правую слева/левую потеряли».Елена Кацюба исполняет комбинаторно- лингвистическую поэму «Свалка».В зале творилось нечто невообразимое — от восторга до полного неприятия. Вел Константин Кедров. После вечера глава ансамбля До-Мажор был вызван в КГБ почему-то Московской обл. и серьезно предупрежден против участия в акциях с участием Кедрова. На вопрс: «Почему?» — был дан уклончивый ответ: «В зале были люди, находящиеся под политическим наблюдением». Зал вмещалл 1500 зрителей.
  • 1989 г. Два вечера «Минута немолчания, или Крик по неопубликованным стихам» во Дворце Молодежи в зале на 5ОО мест. Вели совместно Андрей Вознесенский и Константин Кедров. Инициатор Ирина Путяева. Вместе с ДООСом выступали после долгого молчания в андеграунде: Игорь Холин,Генрих Сапгир, Геннадий Айги, Алексей Парщиков, Илья Кутик.На обоих вечерах Вознесенский вместе с Кедровым в полной темноте зажигает свечу Пастернака и призывает всех на сцене и в зале издать вопль по ненапечатанным в советское время стихам. Крик полутысячного зала интеллигентов приводит в полное смятение администрацию, но обратно в глотку вопль не загонишь.Громче всех, упав на спину кричал Осмоловский.
  • В конце 1988 неожиданная остановка черной Волги, прижавшей Кедрова к клумбе около памятника Льву Толстому во дворе Союза Писателей. Оттуда вышел главный редактор журнала «Советская Литература» А. Проханов и предложил К.Кедрову публикацию. Константин Кедров воспользовался этой ситуацией для напечатания подборки стихов поэтов ДООСа и его друзей. Там же впервые было напечатано стихотворение «ДООС» как манифест возникшего общества: «ДООС — Добровольное Общество Охраны Стрекоз» со вступительной статьей Константина Кедрова.(1989г.)
  • 1993г. Андрей Вознесенский во время ночного трехчасового телеэфира на ОРТ прямо во время телепередачи пишет стихотворение, посвященное Кедрову «Эфирные стансы». «Раз и два и три четыре / С Костей мы сидим в эфире,/ Костя! Не протився бреду, / Их беде посаболезнуй. /В наших критиках по Фрейду / их история болезни. /Костя,Костя, как помирим / эту истину и ту… / Станем мыслящим эфиром,/ пролетая в темноту. / Я наверно первый в мире из поэтов разных шкал, / Что стихи в прямом эфире / на подначку написал».
  • 1994 на ТВ выходт телепередача студии «Лад» «Другой голос», где на вечере Константина Кедрова с участием А. Вознесенского, Г.Сапгира, И.Холина,Р.Элинина.Елена Кацюба поясняет сущность ДООСа: «ДООСа как организации не существует, но в поэзии так устроено, что часто то,что есть, того нет. А то, чего нет, есть». Будущий стрекозавр Генрих Сапгир тотчас прочел свой перевод Омара Хайяма: «Поскольку все, что в мире существует, / Пройдет исчезнет, а куда, Бог весть, / Все сущее,считай, не существует, / А все несуществующее есть». Будущий стрекозавр Андрей Вознесенский рассказал, как он ознакомил поэтов на Международном фестивале в Роттердаме со сборником «ДООС-анаграмма»: «И сразу все оживилось. Все почувствовали дыхание новой поэзии».(см.запись на видео в ссылках.)
  • В октябре 1995 г.ДООС при участии Пен-клуба выпускают 1-й номер «Газеты ПОэзия» (главный редактор К. Кедров).По установившейся традиции каждый номер открывается стихами и эссе Кедрова и Вознесенского с пометкой «Специально для ПО».
  • В 1999 г. давние друзья ДООСа Генрих Сапгир и Андрей Вознесенский становятся полноправными ДООСами. В виде исключения обоим поэтам присвоен по их настойчивой просьбе один и тот же титул «стрекозавры». Генрих Сапгир посвящает Кедрову и Кацюбе свой цикл «Свет земли».(Оригинал рукописи в фонде Кедрова РГАЛИ 3132). До этого Сапгир помещает подборку ДООСа и пишет к ней вступление в анталогии «Самиздат века».
  • С 1995 г. по 2000 г. «Газета ПОэзия» выходила как безгонорарное издание на общественных началах тиражом 999 экз. В 2001 г. издние стало выходить под названием «Журнал ПОэтов» 1-2 раза в год как альманах, на общественных началах.
  • 14 февраля 2007 г. в Валентинов День в Московской Академии Образования проходит презентация «Анталогии ПО». Вечер ведут стрекозавр Андрей Вознесенский и стихозавр Константин Кедров. Участвуют доосозавр Вадим Рабинович, боллозавр А.Ткаченко и телеведущий Иван Кононов. Вознесенский в своей вступительной речи говорит об «Анталогию ПО»: «Это гениальная книга!»

Хронология

  • Вечер в Клубе Медработников в 1985 г., в котором участвовал К. Кедров, Б. Викторов и Т. Щербина вел Феликс Медведев. Перед началом выступления он предупредил К. Кедрова, что КГБ потребовало себе две трети пригласительных билетов, поэтому зал наполовину состоял из соответсвующей публики. На обсуждении Жуховицкий пожаловался со сцены:»Мозг не справляется с таким обилием метафор». «Это проблема вашего мозга»-ответил Кедрови вышел из зала. Вместе с Кедровым вышло две трети публики.
  • Ситуация, изменилась после августа 1991. В 1995 году вышел первый типографский сборник «ДООС — ANAGRAMMA» — (издатель и художник Виктор Корльков). Начиная с вечера «Минута немолчания» во Дворце Молодёжи (1989) ДООС выступает с Андреем Вознесенским, Генрихом Сапгиром, Игорем Холиным.
  • В 1999 в ДООС вступили в звании стрекозавров Андрей Вознесенский и Генрих Сапгир.(См. дальнейшие публикации Вознесенского и Сапгира с помекой «специально для «ПО» в «Журнале ПОэтов», где авторы публикуются с этим званием. А также совместные сборники «Новые доосские» и «Алмазный фонд». «Три дооса» (Вознесенский, Кацюба, Кедров) и «Сквозь К» (Кедров, Нарбикова, Кацюба).Е.Кацюба К.Кедров». В Литературном музее состоялась презентация сборника с участием Вознесенского и с указанием доосских званий в афише. Все это есть в интернете и в архивах музея ,а тагже в РГАЛИ в фонде Константина Кедрова (ф.3132)

Недавно состоялось посвящение в доосы в звании «боллозавра» поэта Александра Ткаченко. (см ссылку на видео).

  • В 2001 году на 2-ом Всемирном Дне Поэзии в Театре Юрия Любимова на Таганке в ДООС принят Найк Борзов в звании найкозавра за песню «Я маленькая лошадка» (см. ссылку на 2-й Всемирный день поэзии на Таганке).
  • 2005 г. О своей близости к ДООС, заявляет Алексей Хвостенко (Париж), посвятивший ранее Кедрову стихотворение «Часослов»(1991) и басню «Вот».(1989). «Из того, что делается в современной поэзии мне ближе всего ДООС».
  • 2005 г. Новые доосские вошли в сборник с такими званиями: В. Мельников — лингвозавр, Г. Виноградов — огнезавр, А. Бубнов — палиндрозавр, В. Ахломов — линзозавр. Полноправными доосами стали (по их просьбе) прозаик В. Нарбикова, художники Г. Мальцева, галерейщица Н. Зарецкая (ТВ-галерея).
  • 23-го января 2006 г.во время визита К. Кедрова в Белград другом ДООСа стал Милорад Павич и предложил называть себя «сербозавром» 23 февраля 2006 (см. журнал «Персона» № 3, 2006). См. в ссылках репортаж в журнале «Персона»

Поэтика

Для поэтики ДООСа, характерны: метаметафора, иероглифичность, палиндронавтика,звездное эсперанто,музыкальное расширение.

  • Метаметафора — термин К. Кедрова (1983). До этого в 60-70-х годах «мистериальная метафора» обозначена автором, как «обратная перспектива в слове». Например «Шел лев вдали от себя/вынутый из своей середины» (Конфирмация Беатриче) 1996. Или «Никогда не приближусь к тебе ближе чем цветок приближается к солнцу» (Бесконечная) 1960 г.
  • Иероглифичность — фигурные тексты, создаваемые Еленой Кацюбой сначала с помощью пишущей машинки (80-е г.), а с конца 90-х на компьютере. Поэма Кацюбы «Свалка», поэма Кедрова «Астраль», поэма Кацюбы «Собака», драма Кедрова «Гамма тел Гамлета» и др. В настоящее время ярким воплощением иероглифичности в поэзии, помнению К. Кедрова, является творчество ДООСа-лингвозавра Вилли Мельникова.
  • Палиндронавтика — термин Константина Кедрова, впервые введённый им в предисловии к «Первому палиндромическому словарю» Елены Кацюбы 1999 г. До этого в 70-е годы анаграмно-палиндромический стих он называл «голограмная система стихосложения» Впервые идея воплощена в его поэме «До-потоп-Ноя Ев-Ангел-ие» (1978) (см. Евгения Князева «Анаграмма в творчестве ДООСовцев»). Неожиданным подарком в этом плане стало творчество ДООСа-палиндрозавра Александра Бубнова, защившего докторскую диссертацию по палиндрому.
  • Звездное эсперанто (термин В. Вестстейна) — особый, космический язык (см. поэмы К. Кедрова «Астраль», «Партант» и «Верфлием») весьма близко к поискам Академии Зауми, созданной нынешним ДООСом-заузавром Сергеем Бирюковым (Германия).
  • Музыкальное расширение — Обогащение поэтики приемами композиторского музыкального искусства (см. цикл К. Кедрова «Миредо» и «Гамму ДОждя» Е. Кацюбы). Поэтому в ДООС вступили лауреат международного конкурса молодых композиторов Алла Кессельман и композитор-авангардлист Лоренс Блинов — звукозавр.

Литература о ДООС

  • Виллем Вестейн. «В МОСКВЕ ПЕСНЯ СТАНОВИТСЯ ДЕЛОМ». Журнал «Славянская литература» № 20, 1996, Амстердам.
  • Генрих Сапгир. «ДООС». в антологии «Самиздат века».
  • Константин Парамонов «Газета ПОэзия» № 8, 1998. ДООС. Русский Пен-клуб. — «Русский журнал» 4.08.98.
  • Станислав Джимбинов. «ДООС». в кн. Литературные манифесты ХХ-го века. От символизма до наших дней. — М. Согласие. 2000.
  • Алексей Хвостенко. «Стенограмма выступления на вечере «20 лет ДООС» в Литературном музее, ноябрь 2005.
  • Евгений Степанов. «ДООС». Юность. 2004. № 11.
  • Константин Кедров. «Палиндронавтика Елены Кацюбы». Первый палинндромический словарь. М. 1999
  • Кирилл Ковальджи. «Грань с гранью не враги.» Юность. 1990.
  • «Ты все пела? Это дело!» газета «Труд» № 27 27.01.2004.
  • «В Государственном литературном музее в Трубниковском переулке отметило свой двадцатилетний юбилей неформальное творческое объединение «ДООС»… — «Литературная газета» № 037 стр.6 «Литературный курьер» . 22.09.04
  • Евгения Князева «Опыт анаграмматического и палиндромного прочтения двух ветхозаветных слов-образов на материале поэзии К. Кедрова и Е. Кацюбы). — «Библия и национальная культура». Межвузовский сборник научных статей и сообщений. Пермь, 2004.
  • Евгения Князева «Анаграмма в творчестве ДООСовцев» Е.Кацюба, Л.Ходынская, А.Чернов). Доклад на конференции.
  • Евгения Князева «Две художественные версии истории творения: стихотворение Г. Айги „Два дня — осознанного солнца“ и поэма К. Кедрова „Допотопное Евангелие“. Доклад на конференции.
  • Денис Иоффе — о К.Кедрове в статье „Лики тишины“. — В журнале „Russian Literature“, vol. LVII-III/IV, (Amsterdam, 2005).
  • Энрика Шмидт „ФЛЭШ-ПОЭЗИЯ“ ЕЛЕНЫ КАЦЮБЫ в докладе „Буквальная (не)движимость. Дигитальная поэзия в РуЛиНете“. В журнале „Russian Literature“, vol. LVII-III/IV, (Amsterdam, 2005).
  • „С песней ПО жизни“. — „Библио-Глобус“, 2007, апрель.

Акции ДООС

  • Первое чтение стихов ДООС в сопровождении ансамбля «Три О» в ДК Курчатова. 1985.
  • Вечер ДООС в Доме Медработников на ул. Герцена 1985 г. Присутствовало 300 зрителей.
  • Выступление ДООС в Манеже. 1986
  • ДООС и Клуб «Поэзия» в ДК Ильича. Вёл К. Кедров (Искренко, Кацюба, Друк, Арабов) 1986
  • 1987:ДООС и «Три О» в Битце, в ДК МИД,в центре на Каширке, в ДК Художников с Искренко 1987
  • Первый вечер авангарда в Олимпийском с М.Пекарским. 1500 зрителей.
  • Два вечера «Минута немолчания;,или крик по ненапечатанным стихам» во Дворце Молодежи. 1000 зрителей. 1988. Вели Кедров и Вознесенский.
  • Два выступления ДООСа в ВКШ вместе с Холиным, Сапгиром, Мамардашвили. 1989
  • ДООС на Первом фестивале авангарда в Смоленске 1990 г. Искренко, Литвак,Ры Никонова,Пригов
  • ДООС на Первом фестивале палиндрома 21-го декабря 1991 г. в ДК Железнодорожников
  • Вечер Кедрова в ЦДЛ 10.4.1997.Вознесенский, Сапгир, Холин, Рейн, Нарбикова, Кацюба.
  • «ПО».В ПЭН,и в Русско-Американском центре ИТАР-ТАСС.1995-97.Вознесенский, Холин, Сапгир.
  • Посвящение в ДООС в интернет-кафе СКРИН А. Мартыновой, «новые доосские»
  • 1-й Всемирный День поэзии у Любимова на Таганке, проведённый ДООС по просьбе ЮНЕСКО 21-го марта 1999 г.(Вознесенский, Кедров, Кацюба, Любимов, Витухновская, Золотухин)
  • 2-й Всемирный на Таганке. 2000 ,посвящение в ДООС Найка Борзова,Найкозавра
  • ДООС в Сорбонне и доклад Аверинцева о Цикаде Лафонтена и Стрекозе Крылова. Март 2001.
  • 3-й Всемирный в галерее «Дом». 21 марта 2002.Доосы и Витухновская
  • 4-й Всемирный в Галерее А-3(Вознесенский, Кедров, Кацюба,Витухновская) 2003
  • 5-йВсемирный в А-3,посвящение в ДООС Г.Виноградов ,В.Мельникова,В.Ахломова. Март 2004.
  • Награждение Кедрова премией GRAMMY.ru 2003 ЦДЛ.Балет Кремлевского Дворца и А.Житинкин
  • 20 лет стихотворению Кедрова «ДООС» в Литмузее,12.12.04(Хвост,Кацюба,Витухновская)
  • 6-й Всемирный День поэзии на Таганке. 2005.(Кедров,Кацюба, Витухновская,Любимов).
  • Вознесенский-Кацюба-Кедров в Париже. Март 2005.Лавка Н.Струве
  • Инсталляция стрекозавров в ТВ-Галерее с посвящение в друзья ДООСа Алины Витухновской 2005
  • Презентация «Журнала ПО» № 7 «Ах Бах» в Центре Русского Зарубежья 6 сентября 2005 г.
  • «ПО» № 8 «Ладья-лад я».2006. Салон «Классики 21-го века».
  • Посвящение вДрузья ДООСа Милорада Павича в Белграде 23 января 2006 г. Посвящал Кедров.
  • 7-й Всемирный День поэзии в театре Юрия Любимова на Таганке. Вёл К Кедров. 26 марта 2006.
  • Встреча К. Кедрова с пражской общественностью в Российском посольстве 5-го мая 2006.
  • Вручение Кедрову диплома лауреата GRAMMY.ru 2005в церкви Театра Васильева на Сретенке.
  • Презентация «Альманаха ПО» на Тверской 20.14.2.2007 (Вознесенский, Кедров, Кацюба и др.)

Издания

  • Тело ноль — Лонолет. 1989. М.: ДООС
  • ДООС-ZОО. 1989. М.: ДООС.
  • Сборниик анаграмного стиха ДООС. 1993. Худ В. Корольков, М.: ДООС.
  • Полное собрание ДООС в конвертах и книгах. 1998, М.: ДООС.
  • Журнал Поэтов. С 1995-го г. до настоящего времени.
  • Новые ДООСские. М.ДООС. 1999. (Кедров,Вознесенский,Кацюба,Сапгир,Холин,Хвост,Кессельман)
  • Елена Кацюба. «Первый палиндромический словарь». 1999. ДООС
  • Константин Кедров. «Метаметафора» .1999, ДООС
  • Елена Кацюба. «Красивые всегда правы» 2000. М. ДООС
  • Константин Кедров. «Энциклопедия метаметафоры» 2000, М. ДООС
  • Елена Кацюба. «Новый палиндромический словарь». 2002, ДООС
  • «Алмазнй фонд». (Андрей Вознесенский, Елена Кацюба, Константин Кедров») ДООС. 2003
  • «Сквозь К…» (Валерия Нарбикова, Елена Кацюба, Константин Кедров)ДООС. 2005
  • «Антология ПО» (20 вып.»Газеты ПОэзия» «Журнала ПОэтов»)М Академия Нестеровой,2007.
  • «Шахматный рояль» (А.Вознесенский, Константин Кедров, Елена кацюба и др.) 2010

источник: http://traditio-ru.org/wiki/ДООС