Данила Давыдов. Поэзия в стиле «рок»
Книжное обозрение. – 2005. – № 9-10. – с. 14.
Данила Давыдов
ПОЭЗИЯ В СТИЛЕ «РОК»
Поэты русского рока.
СПб.: Азбука-классика, 2004. 5000 экз.
Б.Гребенщиков, А.Гуницкий, А.Романов, М.Леонидов, Э.Шклярский, А.Васильев 448 с.
П.Мамонов, К.Никольский, А.Ф.Скляр, Ал.Романов, А.Григорян, Н.Борзов. 416 с.
Крупнов, А.Князев, И.Черт, М.Борзы- кин, В.В.Васинь, А.Горшенев. 448 с.
В.Цой, М.Науменко, А.Панов, Е.Федоров, Ф.Чистяков, М.Башаков. 416 с.
Ю.Шевчук, А.Башлачев, А.Чернецкий, С.Рыженко, А.Машнин. 496 с.
Беспрецедентно амбициозный проект задумала «Азбука-классика»: издать в нескольких томах произведения отечественных рок-поэтов, причем не одного-двух, а «всех значительных», и не по тексту-другому, а обширными подборками – каждая с приличную авторскую поэтическую книгу. Пока вышло пять томов. В каждом – по пять-шесть рокеров.
Объяснять, кто они такие, глупо и даже невежливо. Знают все. Ну, может, в разной степени. Элитарный Эдмунд Шклярский или радикальный Андрей Машнин не так «звездны», как Борис Гребещиков либо Александр Ф.Скляр. Это, впрочем, не столь важно: знающие знают. Но знают все-таки песни. Настоящее же издание отсекает от текстов песен и музыку, и образ исполнителя, и концертное шоу. Остаются только слова. И результат, признаться, довольно-таки двусмысленный.
Рок-произведение: песня, альбом, концерт – это в первую очередь произведение синтетическое, композиция, все составляющие части которой неразрывны; они взаимодействуют, взаимовлияют. Ритм и даже метр стиха в роке в значительной степени деформированы мелодическим музыкальным рядом. Другое дело, есть тексты, которые рокеры не поют а читают (частенько это практикует Егор Летов, Константин Арбенин, да и поэма БГ про Иннокентия из этого же разряда), но все равно отсутствие музыки здесь подчеркнуто значимо, это своего рода минус-прием…
Читать текстовки – не очень благодарный труд. Все равно волей-неволей прокручиваешь в сознании столь дорогие песни – в том виде, как им и положено быть, целиком.
Попытка же напрячься – абстрагировавшись, читать не тексты песен, а стихи – не всегда приводит к желанному эстетическому эффекту. Припев, столь значимый в песне, выполняющий ту же роль задержки внимания, что и рифма, выглядит ненужным довеском к самому же себе, напечатанному несколько выше. Разрушенный синтаксис, совершенно не мешающий в песне, кажется вопиюще непрофессиональным с поэтической точки зрения. Это же можно сказать и о неряшливости рифмовки, и о частой примитивности образного строя…
По счастью, это не всегда и не у всех так. Очевидна подлинная поэтическая природа наследия Александра Башлачева. Бессмысленно спорить: Гребенщиков – не просто текстовик, он тонкий оригинальный поэт, и в этом, как ни странно, убеждают более всего не классические хиты, а вещи последних лет, не столь ценимые фанатами-«аквариумистми». Анатолий «Джордж» Гуницкий и Федор Чистяков во многих стихах близки к высшим достижениям послевоенного ленинградского поэтического андеграунда. Петр Мамонов очередной раз доказывает свою гениальность не только как музыканта и актера, но и как автора стихов.
Но увы, многие классические песни Армена Григоряна или Михаила Борзыкина совершенно не смотрятся на бумаге. Увы, образы Майка Науменко и Виктора Цоя как Поэтов не выдерживают публикации их текстов (впрочем, эти образы настолько целостны, что их не нарушишь никаким сборником рок-стихов). Найк Борзов, Андрей Князев, Алексей Горшенев никак не позволяют причислить их к цеху «бумажных» поэтов, хоть бы и в подмастерья.
Успокаивает, однако, то, что все равно ни один здравомыслящий человек не станет читать эти книги. В сущности, это как коллекция фотографий старых друзей: приятно полистать, вспомнить, но лучше созвониться или увидеться…
Интересно, кстати, еще вот что: кого и в какой последовательности составители намереваются печатать в последующих томах? Найдется ли место «маргиналам» от рока (на деле, может быть, наиболее последовательным рокерам) – многочисленной компании сибирских панков, Умке, Силе, Сергею Жарикову, Александру Лаэртскому, покойной Наталье Медведевой? Ждать ли Василия Шумова, ждать ли авторов «АукцЫона»?
Конечно, занятный проект запустила «Азбука-классика». Только главное – не забывать, что это все-таки слова без музыки.