Данила Давыдов. Частный жест — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Данила Давыдов. Частный жест

Открыть страницу Давыдова

Книжное обозрение. – 2006. – (№ 41). – с. 7.

ЧАСТНЫЙ ЖЕСТ

Асиновский О., Констриктор Б., Михайловская Т.
Триада.
М.: Виртуальная галерея, 2006. – 136 с. – (Центр поэтической книги при Русском ПЕН-центре). 300 экз.

Книги-проекты, некие промежуточные по статусу меж авторским сборником и альманахом поэтические книги в последнее время появляются нередко. В этом есть добрая традиция, заданная русскими поэтами десятых-двадцатых годов минувшего века, особенно авангардистами: каждый подобный сборник оказывался одновременно репликой в литературной борьбе и презентацией той или иной поэтической группы.

Нынешнее издание представляет собой не вполне очевидную за пределами узкого круга ценителей, но весьма устойчивую группу. Точнее, ее часть. Трое поэтов – москвичи Олег Асиновский и Татьяна Михайловская вместе с петербуржцем Борисом Констриктором (выступающим также под другим псевдонимом – Борис Ванталов) – публиковались совместно и в иных составах.

Олег Асиновский – поэт, перешедший в последние годы от абсурдистских миниатюр к более масштабным текстам. Им создан (самоиронично) особый, авторский жанр: «полотно». Это не поэма, но это и не сложенные вместе отдельные стишки, это некоторый более структурно неоднородный организм, подобный улью, муравейнику или колонии кораллов: грань между группой и индивидуумом размыта, ненаходима. «Полотно» – это и ткань, и картина, одна из немногих возможностей эпоса в неэпическое время.

Два псевдонима Бориса Констриктора-Ванталова – это, может быть, скорее две маски, два несхожих поэтических образа. Констриктор – поэт-трикстер, отчасти примитивист, отчасти конкретист. Ванталов – продолжатель традиций питерской неподцензурной поэзии, построенной на глубинных, происходящих на самых тонких уровнях текста подвижках смысла, на смешении высокого и низкого, горнего и дольнего: «В чистом поле мерцает тропинка, / облака серебристого пуха, / на дрожащей травинке – росинка: / инвентарь абсолютного духа».

Татьяна Михайловская предстает в своих стихах иронистом и моралистом одновременно. Вспышки отдельных кадров-ситуаций, своего рода авторская мини-энциклопедия современности в лубочной стилистике прямо названного предшественником Игоря Холина. Другие, более традиционные, вещи прозрачны и тем не менее метафизически точны: «Жимолость расцвела. / А я не видела – не была. / Весна не вошла в кровоток. / Такие творились дела… / Когда-то с ума свела, / а теперь сморкаюсь в платок».

Этот сборник трех поэтов – нарочито частный, неангажированный жест, противопоставленный играм литературных политиков, говорящий о свободе письма.

Данила Давыдов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.