Константин Кедров. Зона Кобзона — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Константин Кедров. Зона Кобзона

Новые известия. – 1998. – 13 мая (№ 86). – с. 7.

Константин Кедров, «Новые известия»

ЗОНА КОБЗОНА

На третий день победоносных праздников создалось четкое ощущение, что Великая Отечественная война увенчалась триумфом Кобзона. Даже вечные бенефицианты Сталин и Гитлер слегка потеснились и в конечном итоге были заслонены этой колоритной фигурой конца 90-х. Кобзон и вправду лучше других исполняет «День Победы» и многие другие парадные песни, под которые очень удобно маршировать, рыдая, или рыдать, маршируя.

В перерыве между победоносными песнями по всем программам крутились не менее победоносные фильмы. И это тоже можно понять. Если верить нашему телевидению, войны бывают «чистые» и «грязные». «Грязная» чеченская с кишками, намотанными на гусеницы, а «чистая» – это, конечно, та, где обаятельные актеры в мундирах с иголочки запросто входят в ставку Гитлера и, даже погибая, обязательно побеждают. В «грязной» снимаются малоизвестные статисты. В «чистой» играют такие звезды советского экрана и так блистательно, что на какое-то время люди снова начинают верить, что есть войны без кишок вокруг гусениц.

На самом деле физиологическая реклама фильма Невзорова «Чистилище» перекрыла все победные кинофеерии и киноэпопеи.

Нет смысла перечислять всю киноклассику о войне и о ветеранах. И в кино, и в жизни все уже настолько заштамповано и отработано, что не производит ни на кого никакого впечатления.

Ветераны пьют фронтовые сто граммов на Поклонной горе под звуки салюта. Ура! Репортаж о солдате, вынесшем по приказу из штаба немецкую девочку из зоны обстрела. Тут уже и правда, и ложь вперемешку. Был солдат, и девочка была, и скульптура в Трептов-парке стоит. Но, если кто-то скажет, что наши солдаты только и делали, что спасали немецких девочек, он окажет медвежью услугу тем же фронтовикам. На войне, даже правой, не только спасают, но и насилуют и убивают. Кого же мы обмануть хотим?

Вся Америка ужаснулась вьетнамской войне, когда увидела в телевизоре погром в Сонгми. Военные недоумевали. Таких Сонгми были десятки и сотни. Почему именно этот эпизод стал решающим? Все дело в телевидении.

ТВ называют музеем катастроф. В Чечне погибли десятки тысяч, во второй мировой десятки миллионов. Но вторая мировая по ТВ не транслировалась, а кинохроника предлагала лишь штабной вариант событий, где солдаты красиво бегут в бой и умирают «с улыбкой на губах», как поведал нам Павел Грачев.

Теперь кинохроника правдива. И ТВ действительно превратилось в музей катастроф. Каждый день горы трупов, каждый день кишки наизнанку. «Не показывайте убитых!» – умолял Степашин. Показывали. Но каждый год 9-10 мая нас возвращают в те далекие уже времена, когда убитые лежали только в красивых позах. Лицо войны на ТВ чем-то напоминает сценический лик Кобзона. Крашеные брови, неестественный парик — зачем все это, когда есть живое человеческое лицо?

Вряд ли можно считать чистой случайностью отсутствие на ТВ в дни Победы двух великих фильмов – «Обыкновенный фашизм» и «Список Шиндлера». Эти ленты не вписываются в намотанную колею советской кинопропаганды. Кроме того, они сыплют соль на раны нашим неофашистам, которые, кстати, напомнили о себе, подложив в людном месте муляж мины.

Передача «Совершенно секретно» вернулась 10 мая к теме русского фашизма. Мы снова увидели отрезанные человеческие уши в банке, потрет фюрера, свастику, бритоголовых фашистов, обосновавшихся на территории Тимирязевской академии и в Ярославской области. Речь идет о людях, подложивших два взрывных устройства в Олимпийском центре, где проходил фестиваль «Евреи за Иисуса», и пытавшихся взорвать кинотеатр, где готовилась кинопремьера «Списка Шиндлера». По версии авторов передачи, доблестный отдел по борьбе с терроризмом путем сложнейших разработок нашел и обезвредил фашистскую банду «Вервольф». На самом деле эту банду выследили журналисты и все запечатлели на кинопленку. Поразительно, что даже после телевизионного репортажа фашисты еще долго разгуливали на свободе. Да и судили их не за фашизм, а за единичное убийство, и только. Умолчала передача и о том, что совсем недавно арестован один из офицеров отдела по борьбе с терроризмом. Он помогал террористам взорвать памятник Николаю II и поощрял попытку взорвать памятник Петру I. На 54-й год победы над фашизмом мы живем в стране, где за фашизм не судят.

Все же 11 мая днем НТВ осмелилось показать «Дневник Анны Франк», напомнив, что фашизм возник и существует как одна из разросшихся ветвей антисемитизма. Кровавые плоды с этой ветки Россия и весь мир пожинают уже более полувека.

Был и еще один момент истины на НТВ 10 мая. В передаче «Русский Век» Караулов спросил творца баллистических ракет Бориса Раушенбаха, не было ли у него мук совести, когда изобреталось оружие, способное уничтожить жизнь на земле. Академик сказал чистую правду. Создавать ракеты так же интересно, как разгадывать сложный кроссворд. Караулов попытался воззвать к душе и к Богу и даже показал академику снимок, где сфотографирована светящаяся душа, отлетающая от тела. Раушенбах не спорил. Есть что-то Высшее. Возможно, есть и душа, но наука и совесть – две вещи несовместные. Они живут в параллельных мирах, не затрагивая друг друга. Борис Раушенбах прав. Честнейший, умнейший и вполне порядочный физик Вернер Гейзенберг вполне добросовестно трудился над созданием атомной бомбы для Гитлера. А Сахаров губил свой гений на создании водородной бомбы для Сталина. Только вот тут случилось необычное, и параллельные миры – наука и совесть хоть и поздно, но пересеклись.

Интересен сам расклад фильмов о фашизме по разным полюсам ТВ. ОРТ – «Щит и меч», ТВ-6 – «Ночной портье». Нельзя сказать, что это абсолютно разные фильмы. В первом случае взгляд на фашизм со стороны. Здесь фашисты четко обозначены мундиром, рангом, степенью близости к Гитлеру. Но для нас сегодня актуальней «Ночной портье». Фашизм здесь присутствует на уровне личного восприятия и даже уходит в неизведанные глубины интимной жизни. Психологический фашизм «Ночного портье» многое объясняет в происхождении нынешних бритоголовых, отсалютовавших Дню Победы муляжом фальшивой мины.

Поразительно, но в День Победы Москва приблизилась к обычной норме мировосприятия людей от Парижа до Мексики. Исчезла привычная затаенная и незатаенная свирепость и хроническая подавленность. Эталоном хмуровидения было лишь лицо Зюганова, напоминающее гражданам о том, какими им следует быть во все последующие дни.

Интересно, что Европейское ТВ в постоянной информационной программе «Евро» показывала Зюганова много и часто в здании Европейского парламента. Его хмурый вид напоминал о московском метро в часы пик. Была показана карта бывшего Союза на фоне бывшего гимна с портретом Сталина от Пскова до Урала. Странно, но парад Победы стали показывать уже восьмого, используя прошлогодние съемки. Бритоголовые, орущие «зиг хайль», потом синагога и урок в еврейской школе. Искренне посочувствовали нашим экономическим трудностям. Словом в двух минутном сюжете рассказали и показали все, как есть на самом деле.

Развернутые громоздкие репортажи и пышные торжества, которые я видел в последующие два дня в Москве, ничего не добавили к тому, что профессиональные европейцы уместили в две минуты. Говорят, что телевизионное время дорого. В таком случае мы ведем себя крайне расточительно, растрачивая драгоценное телевизионное время на тщательное пережевывание и усвоение пищи, давно усвоенной.

В полночь 10 мая на ТВ опять вернулся Кобзон. На сей раз он не маршировал и не давал интервью за семейным столом, а лежал в постели с известным покровителем людей самых разных ориентаций Метелицей. «В постели с…» (именно так называется передача) Кобзон, лежа на боку без ботинок и держась за носок, горячо поддержал говорухинский закон о регулировании секса на ТВ и в жизни.

В течение трех дней на ТВ Иосиф Кобзон был главным триумфатором, главным певцом, главным семьянином, главным патриотом и, наконец, стал главным сексологом. Речь идет уже не о реальном Иосифе Кобзоне, а о некой знаковой фигуре постсоветского телевидения, мечтающего стать снова советским. В праздничные дни эта мечта почти что осуществилась.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.