Сергей Бирюков. Gloria tibi
на сайте «Электронная библиотека Тамбовской области»
М.: Московский государственный музей Вадима Сидура, 1995. – 16 с.
ВЕЧЕРА В МУЗЕЕ СИДУРА
Выпуск 16
ГИМНАСТИКА РЕЧИ
Вот синька голоса
прижать тот малый язычок
одновременно
попятив губы
«выхухоль» сказав
троп-троп
ступина
деревянного болвана
зажать освободив
одновременно речь
вот голос
вот язык
ОТГЛАСЫ БО
1
набоглый, листавый
сирзый, бредявый
среброкозненный
реча-вый!
2
мархупка
озёро
марсубле
морзко-морзко
3
Просил грубявые стопуды
листы крапив
укроп ветвей
я никогда не позабуду
лик светотени фонарей
4
растенье вымокшее в масле
плоды в разрезе
есть салат
века горели иу гасли
ужениктоневиноват
морщинка в уголке
под глазом
все выдаст разом и солжет
а Бог пройдет болотным газом
сквозь толщу вод
5
кабычесть равная обузе
авосисть равная бузе
береза – бузине и рузе
козел приверженный козе
вся жизнь разута
и раздета
на берег вышла
неглиже
туда-сюда –
а вот и Лета
уже?!!
6
Послушай, я не верю в то,
что это мало, это много.
Оно, конечно, да не то,
да больно длинная дорога,
да этот берег маловат
для пребывания земного,
да вечность требует затрат,
да эпиграмма, да эклога,
да-ди-да-ди, да-ди-да-да,
да Хлебников
и больше нету
7
рукав намок
вершин куста
достигла песня отдаленная
и птица легкая спрямленная
летела
да…
8
А ну как в Илиаду попадешь
иль в Одиссею
а то и раньше –
в Библию нырнешь
а то в Рассею
гляди-иди
будь крайне осторожен
неподытожен
9
кругом цвели настурции
больные
во славу тех кто был
другие
ие
10
имя – это им – я
11
бык на бок – бак,
бук
бек
а бик? а бюк?
12
рабуба сонная рабуба
разбита и уже невеба
ты знаешь что не степень куба
а луба либо супень хлеба
23 НОЯ 93
МОЛИВА
пульпа зуба
дышит быба
доктор – либо
тайна
ткань
перевяз
сиянь
разрыва
заживлянь.
НОЧНЫЕ
мощь обнаженного бедра
мер-цанье
тополя телесного
почти неясного небесного
невыговаривое… дра
СНОВИД
летящий лютик сна
сноп снов
видеть
сно
цветущая маковка
голубовато-серого
комочка
О:ДЕЛЕНИЯ
Си–сирени
ви – вишни Ли – Лизы
д – дуба
з – березы Ла – Светланы
ё – клёна
Со Ва
бинокулярные очки
апчхи! Сова
ее прическа
растение растерь
она молчит
подъемля коготь
дрем-
лю-
ща-
я
***
Что Хлебников птицей нахохлился
что Хлебников шелестящим орешником
что бобэоби
что малыш Хлебников
что Хлебников в солдатской фуражке
что Велимир в мордовской шапке
что Зангези
что шелест и шепот
что речь речи речики речики
что зензивер
зив чуив челять чул
чу-у
ТЕНЕЗМЫ
1
Чредою пыстынных мел
волы пустыни
бредут сил
это лепка валов
перекатка с груди на
живот
я повторяю что мел
что теченье черты
2
МолиБог устремленный
праздничновероятный
выравнивающий ранки
выплывающий
из пучины
с каплями воды
на усах
словно Эйнштейн
3
иногда имена людей
звучат как стихи
4
масло провасло
водка мри
ПРОЗОИДЫ
1
Ты смотришь на льдину – поднимается
льдина от взгляда – отплывает – плывет льдина
плывет – синий срез — в сущности ровным слоем
замерзшая вода. Ты находишь другой вариант фра-
зы – переселяешься в другое лето-исчисление –
льдина плывет – и уже – почти невидимая – пере-
во-рачивается.
2
Описание сумки с хлебом. Колесо политики.
Ось. Керосин пре-обладания. Тайное возник-
новение легких дуновений. Вот и впадина
ночи. Речение, речение…
3
Ты попадаешь в вихрь кажущихся противоречий
над тобой кружат соломинки / / слегка пока-
лывают легкие их коленца / / может быть
и коленца тоже легкие в том
смысле что мало весят / / невесомые вот что
вслед за этим ты входишь в письменный лес
где мелькает красная шапка подосиновика
в эту минуту дятел извлек из-под коры
немыслимого вредителя / / и позавтракал
ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ О КОСТРОМЕ
1. Скелет стихотворения
Ю
МА
КСТРМ
КОСТРОМАМА
О-О-А
стрым
кость
Рома
КЫ
СТ
РМ
2. Оболочка стихотворения
Богиня Кострома
ОМ——————а
Кастра Ма-а-а
нет срама
а-а-гонь
горит горит
Богиня горит
говорит
солома
огонь
вода
плывет Кострома
Костромой
ПОЧВЕННЫЕ СТИХИ
1
небузяр обурения
парузя-мерзя
морок выт
выт!
2
Растопишь печь
голландкой называется
не так громоздка
и проста в конструкции
(и это пишет тот,
кто славил печку
русскую!)
вот-вот
растопишь печь
развеешь мысль
в дыму
в дому…
3
заготовка дровишек
распилка сухослива
удар топо
ра
щепка
4
женщина выдергивает
из
земли
фасолевый куст
растение с висящими
селедками
это у бобов
всегда непременно
плодовит стручок
пока не созреет –
сморщится перегнется
впрочем фасолевый
в землю втыкается
высохнет треснет
и вытечет семя
в лоно земное
в гумус
в плодородный слой
5
наступающий день
назовем бунь
а прошедший – дань
а сегодняшний – день
вот и будет линейно так:
дань-день-бунь
треугольно иначе
бунь
дань день
а квадратно
не выйдет совсем,
но зато, если вычертишь круг,
то получится
или
что с какого дня ни начни
все равно это будет т е н ь
отблеск усик от буковки Ц
***
сидит на тонкой ветке
скворец
он житель вой
небесный он скворчатель
он гласных выключатель
от крылоносец темных
он радость обезьяньих
клюв его в меду
С. Бирюков родился в 1950 г. Окончил филологический факультет Тамбовского пединститута. Дебютировал в 1970 г. Первая книжка «Долгий переход» вышла в 1 980 г. Вторая – «Пишу с натуры» – 10 лет спустя. Наиболее известной стала его третья книга «Муза зауми». В 1995 году вышла книга «Знак бесконечности». Сергей Бирюков – основатель и Председатель Академии Зауми. Широко известна его книга о нестандартных и авангардных формах русского стиха «Зевгма». В настоящее время преподает в Тамбовском государственном университете, продолжает заниматься теорией и историей русского поэтического авангарда.