Сергей Левин. Бьорк, «Танцующая в темноте»
Город на Цне. – 2001. – 28 марта. – с. 7.
БЬОРК, «ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ»
Среди многочисленных мартовских телепремьер, традиционно посвященных прекрасному полу, одна стояла особняком. В праздники, когда те, кто еще мог смотреть телевизор, переключали каналы в поисках чего-нибудь интересного, случилось нечто совершенно непредсказуемое даже для нашего телевидения. Канал «ТВЦ» показал премьеру свежего фильма Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», который в прошлом году триумфально шествовал почти по всем мировым кинофестивалям (он побывал и на нашем, Московском), собирая награды и восторженные отзывы критиков.
Я всегда настороженно относился к фильмам, которые излишне хвалят. Как правило, по окончании просмотра оказываешься разочарованным — ожидаешь большего. Но в этот раз похвалы явно были заслуженными.
Фильм «Танцующая в темноте» интересен не только почти ставшим культовым в среде авангардистов именем режиссера Ларса фон Триера. Он хорош сам по себе: тонкая постановка, эффект присутствия, достигаемый так называемой «плавающей камерой», несомненные режиссерские находки. Но все-таки в первую очередь «Танцующую в темноте» сделала именно тем, что она есть, исполнительница главной роли Бьорк, известная сравнительно узкому кругу любителей некоммерческой музыки как обладательница несравненного вокала и композитор.
Говорят, что творческие люди зачастую талантливы однобоко: чего-то дано больше, чего-то меньше. Данное утверждение с честью опровергает Бьорк, показавшая себя не только как автор музыки к фильму, но и как великолепная актриса, справившаяся со сложнейшей ролью.
Бьорк сыграла необратимо теряющую зрение женщину, которая воспитывает сына, тоже страдающего от миопии. Она знает, что сыну может помочь только сложная и очень дорогая операция, и поэтому любым путем стремится заработать на нее денег. Ее торопит наступающая слепота: тьма становится непроницаемее с каждым днем. Она знает, что может не успеть, и в этом состоит ее личная драма.
Но мне не хотелось бы пересказывать содержание этого исполненного глубокого драматизма фильма. Речь о другом — о таланте.
Героиня Бьорк сумела услышать музыку в грохоте заводских станков, ровном перестуке колес поезда, звуке шагов… Мир музыки, недоступной для большинства людей, заменяет слепнущей женщине мир видимый. Она достраивает картину мира сама, расцвечивая серые опенки быта бурными красками фантазии. И поэтому ее видения гораздо ярче и привлекательнее самой действительности. Музыка, которую она слышит в своей голове, помогает ей выжить, не сломаться, устоять в самые тяжелые моменты. Благодаря этому дару она оказывается счастливее тех, кто способен видеть.
«Танцующая в темноте» — фильм непростой и очень талантливый. В нем идеально складываются воедино концептуальный сценарий, работа режиссера, актерская игра и, конечно, музыка. Нет одного из компонентов — нет целостности. Но здесь мы видим настоящий симбиоз различных видов искусств, и, несмотря на засилье на экранах явно коммерческих фильмов, вера в будущее серьезного кинематографа все-таки остается. Если есть прецеденты, значит, все не так уж и плохо! И «Танцующая в темноте» — прекрасное тому подтверждение.
Сергей ЛЕВИН