О. Иванов. Новокаиново
Город на Цне. – 2001. – 17 октября. – с. 12.
НОВОКАИНОВО
В начале двадцатого столетия в искусстве появилась тенденция к поискам новой формы. У нас в России это сильно проявилось в поэзии. Сначала «будетляне», потом те же люди влюбили себя в технику, стали называться «футуристами». Идеологами были Е. Гуро и Д. Бурлюк. До нас формалистическая поэзия дошла под названием «авангардизм». Оплотом его в Тамбове является созданная Сергеем Бирюковым «Академия зауми». Бирюков сейчас преподает за границей. Его оставшиеся в Тамбове единомышленники и ученики – люди не только талантливые, но и творчески плодовитые. У одного из них, Алексея Шепелева, лидера альтернативной рок-группы «Общество Зрелища» вышел первый сборник стихов «Novokain Ovo». Название, очевидно, следует читать как «НовокаИново», то есть место, где все обезболено.
Содержание книги – лирика, в большинстве своем любовная. ОН (автор) уязвленно-честолюбивый:
Яко гнев в ярости Его
я бастард беру перо.
И ОНА – неказистая.
Ножки как гнутая проволока
талантливо талии нет
исчадие ада лучше.
Чувства, испытываемые автором, понятны, знакомы каждому, но он не был бы авангардистом, если бы не выражал их сложными средствами.
Подавляющее большинство стихотворений не набирает и двадцати строк. Ритм ломаный, местами едва ощутимый, рифма капризная, появляется и исчезает, когда захочет.
Образы зачастую построены на сугубо личных ассоциациях автора:
Фермер Ж. Арн
инферно кайзер
в зеркало
зажал сверло
за gerr Zerrooo
Но на то он и авангардизм, чтобы доискиваться, вдумываться. В не до конца оформившемся стиле А. Шепелева проскакивают черточки Маяковского, Хлебникова, даже немного – Даниила Хармса.
Шепелев – космополит. Не только потому, что некоторые стихотворения названы по-английски и английские слова и выражения врифмованы в кириллицу. Во всем сборнике нет не то что упоминания; даже намека на тамбовскую природу, историю, сам город. Авангардная поэзия не признает рамок классического искусства и территориального ограничения. Нет у нее прописки.
Нельзя сказать, что А. Шепелев замкнут на себе и своих ощущениях. Он не обошел и тему наркотиков, не злоупотребляя ей, и нравственный настрой общества:
Будем сажать (под лопату)
будем доить (в карман)
чего-то кого-то куда-то (обман).
Способен он и моделировать чужое сознание:
Я кошке дал
пинчища пинка
чисто, чтоб не горбилась
под ногами…
Узнаваемо, не правда ли?
Авангардная поэзия, в частности стихи молодого автора, не рассчитана на то, чтобы нравиться всем, но некоторые стихотворения близки и доступны всем, кто может думать и чувствовать.
О. ИВАНОВ,
студент ТГУ им. Державина