Алексей Шепелев. «Акварель для Матадора», или Опиум для народа
Город на Цне. – 2001. – 4 мая. – с. 13.
«АКВАРЕЛЬ ДЛЯ МАТАДОРА», ИЛИ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА
Вячеслав Курицын – известный столичный критик, которого называют «кумиром литературного молодняка», написал роман – да не просто написал, а с умыслом заработать на нем денег. Однако для Широкой публики, как говорит сам автор, никакого Курицына не существует (кто сейчас читает толстые журналы?). В связи с этой проблемой обложка книги украшена слоганами наиболее удачливых коллег писателя – В. Пелевина и Б. Акунина (последний, кстати, тоже выходец из «журнальной среды»): «Курицын – первый!» и «Профессиональный литератор дает сто очков вперед!».
О чем же роман, для кого он? Открещиваясь от постмодернизма, специалистом по которому, собственно, и является Курицын, он говорит, что его книга – для всех, для широких народных масс, и называет свой метод… реализмом. Другие критики (тоже коллеги) с большой иронией отмечают, что «роман гиперреалистичен в том смысле, что герои его совершенно не стесняются в выражениях…». Недаром издательство планирует продавать свой товар в целлофановой оболочке и с пометкой «Внимание! Ненормативная лексика!». Вообще в романе много ненормативного. Начнем с того, что «акварель» – это не краска, а героиновая настойка на мухоморах, а Матадор – доблестный фээсбэшник, который, извините, ее производит и поглощает. Вообще все это ФСБ поголовно поглощает, производит и поглощает да еще стреляет, стреляет, стреляет… «После Тарантино» – еще одно авторское определение. Триллер, боевик, модный роман…
«Модный – это дергающий реальность за больные жилы, открывающий возможность для общественной дискуссии. Вот у меня в центре текста – тема легализации наркотиков. Благодаря «Ментам» и «Агенту национальной безопасности» у нас установился в последние годы странный образ офицера силовых служб как симпатичного полудурка. Я предлагаю другой образ…»
Трудно, я думаю, не согласиться с последним утверждением писателя. Однако загвоздка здесь в том, что у «других» коллег (еще одних) Курицына, других собратьев по перу – Марининой, Корецкого, Бушкова, Доценко и им подобных – текст открытый, автор предельно доверителен с читателем… У Курицына-интеллектуала не обошлось, конечно, без подводных рифов – интертекстуальных подковырок, ребусов, иронии над собой и читателем, доходящей подчас до бахвальства. Массовому читателю это не по вкусу придется. Акунин вот, хоть и детективщик тоже, а крайне приличен – это семейное чтение. Черный-черный юмор Курицына, все эти навороты, рифы, вся эта «чернушка» и хоть и полу, – но порнушка, отсутствие хеппи-энда – все это не для домохозяек. А они-то и есть самая читающая нация!
21 февраля в клубе «Проект О. Г. И.» в Москве состоялась презентация книги, выпущенной пока в количестве 5000 экземпляров, а вообще автор замахивается на 30-50 тысяч. Представители литературного истеблишмента, может, и раскупят со временем 5 тысяч, а народ – так и будет смотреть «Ментов»?..
Алексей ШЕПЕЛЕВ