Владимир Середа. От Москвы и до…
Послесловие. – 1995. – декабрь (№ 18).
ОТ МОСКВЫ И ДО…
В Московском государственном музее Вадима Сидура состоялся авторский вечер тамбовского поэта Сергея Бирюкова, к этому событию был приурочен выход его новой книги стихов (книга издана музеем коллекционным тиражом и имеет латинское название – «Gloria tibi». Мы попросили поэта рассказать об этом вечере и о других московских литературных событиях, в которых он участвовал.
– Рассказывать можно много. Уже не первый месяц в Москве небывалый всплеск литературной и особенно поэтической и научной активности. Например, только закончилась очень важная конференция по авангарду и следом началась конференция «Велимир Хлебников и мировая культура», она проходила впервые в Институте мировой литературы и была приурочена к 110-летию поэта, но по духу была антиофициозной и неюбилейной, это была встреча друзей Хлебникова, людей – и влюбленных в его творчество, и достаточно критичных к самим себе и вообще к любому суждению. Мне приходилось бывать на разных научных собраниях, хлебниковские собрания – единственные, куда я всегда стремлюсь попасть, не только из-за их высокого научного уровня, но главным образом из-за самой атмосферы, которая, кстати, этот уровень и задает. Мой вечер состоялся сразу по окончании конференции и в значительной степени проходил под знаком Хлебникова. В этот раз со мной был мой бывший студент, известный в Тамбове автор песен Алексей Киселев, который написал весьма своеобразную сюиту на мои стихи и здесь впервые ее исполнил. Но перед моим выступлением было еще два вечера – в Литературном музее состоялась презентация газеты «Поэзия», в Поэтическом центре чеховской библиотеки прошло выступление живущего в Германии русского поэта Игоря Бурихина. Газету «Поэзия» издает известный поэт и литературовед Константин Кедров, это ни на что не похожее издание – четыре полосы большого формата, на которых представлены наиболее интересные направления современной поэзии. Разные голоса совершенно не мешают друг другу, что замечательно проявилось на самом вечере, когда около десяти авторов читали одновременно каждый свое.
Далее в музее Сидура состоялся научный семинар по проблемам визуальности в литературе. Это был первый такой семинар, давно и оправданно назревший. И не случайно, что он был организован музеем выдающегося художника и скульптора, который был еще и замечательным поэтом и писателем. Наконец в музее Маяковского состоялся вечер, посвященный 110-летию Хлебникова. Вечер удивительный по теплоте, открытости и открытиям. Хлебников звучал на русском, английском и японском языках, его поэзию играли и пели. Поэзия представала как оберег, то есть оберегающий от несовершенств мира, как прорыв в подлинное.
– Значит в Москве по-прежнему сосредоточено все наиболее интересное, что делается сейчас в современном искусстве?
– Приходится признать, что это так. «Приходится» потому, что я сторонник культурного возрождения провинции и стараюсь делать для этого что только можно – устраивать что-то в Тамбове, участвовать в разных затеях в других провинциальных городах. Но в провинции все-таки очень мало сил и слишком мала активность, хотя, например, в Сибири и на Урале дело обстоит лучше, чем в европейской части России. Москва же, конечно, притягивает, поскольку это не город даже, а целая страна. А потом – столица и должна лидировать, а провинциальные лидеры могут меняться, одно время, например, сильно вырвался Смоленск, затем Саратов, Нижний Новгород.
– К Тамбову вроде бы тоже приковано внимание, о чем свидетельствует недавняя публикация в журнале «Волга» большой подборки Академии Зауми.
– Да, в седьмом номере «Волги» действительно вышла такая подборка, фактически впервые за пять лет мы получили возможность представить поиск в современной поэзии на страницах известного журнала, до этого мы печатались в изданиях, которые ситают в основном сугубые любители поэзии. Могу сказать и еще об одном успехе: двое членов студии АЗ – Геннадий Минаев и Роман Минаев прошли на Всероссийский семинар молодых литераторов, который вскоре должен состояться в Ярославле.
Владимир Середа.