А. Никареевский. Тамбов авангардно-палиндромный
Город на Цне. – 2000. – 23 августа. – с. 12.
ТАМБОВ АВАНГАРДНО-ПАЛИНДРОМНЫЙ
Сжимается до точки с запятой очередное тысячелетие, закругляется суматошный XX век. Подводятся предварительные итоги. Под благословение терпеливой Клио. Вот и нам бы скликать друзей на бокал клико. Всех, кто видит и слышит, и помнит, и рад встрече. И никого не тянуть в поводу. Хотя повод имеется.
Во-первых, 14-м номером отметил свой десятилетний юбилей альманах «Черновик» – наиболее значительный альманах на русском языке авангардного направления, страницы которого предоставлены авторам из США, Канады, Франции, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, в числе которых Тамбов занимает не последнее место благодаря публикациям Сергея Бирюкова, Вадима Степанова, Александра Федулова. А в последнем номере появилось новое имя – Алексей Шепелев.
В своей эстетике «Черновик» ориентируется на современное состояние европейского и американского авангарда. Таким образом, при отборе текстов задается определенный уровень, позволяющий интегрировать авангардные течения современной русской литературы в европейско-американский контекст.
В одном петербургском издании в материале, посвященном юбилею альманаха, его 10 лет засчитаны за 100. И это не преувеличение. «Черновик» – это уникальное раритетное издание, авторский проект поэта Александра Очеретянского, который продолжает славный и тяжкий путь барона Дельвига.
«Не купив русских альманахов, вы не узнаете, что написали русские поэты в протекшем году», – констатировал 170 лет назад «Московский телеграф». Так оно и есть. Только еще хочу добавить. Купить «Черновик» в Тамбове практически невозможно: из 200 экз. планируемого 15-го номера на город предложены издательством пять.
Во-вторых, в московском издательстве «Гелиос АРВ» впервые вышла «Антология русского палиндрома XX века» (составитель – В.Н. Рыбинский, под редакцией Д.Е. Минского). Наши любители литературы уже знают, что такое палиндром. Это (упрощенно) – текст, который либо построчно, либо целиком (тогда это монопалиндром) читается одинаково и справа и слева (знаки препинания игнорируются), например:
Да! – старту утр: офорту утрат – Сад.
А. Федулов
О палиндроме можно говорить много и долго. Но главное, хотя форма кажется жесткой до жестокости прокрустова ложа, но в основе своей – и магически-пророческой, и заумно-интегральной – это живое дыхание Языка, мираж Творца – Игра (в шекспировском смысле), или – клад в ночь Ивана Купалы. Не всякому открывается, а и откроется, попробуй удержи. И что там наутро – золото или…
В настоящей Антологии собраны тексты 82 авторов. Наряду с В. Хлебниковым, В. Брюсовым, С. Кирсановым, И. Сельвинским, М. Шолоховым, В. Набоковым представлены и тамбовские авторы – классик палиндрома Н.И. Ладыгин (столетие которого не за горами), В. Степанов, А. Федулов, М. Гавин, Е. Харланов, М. Кудинова, А. Неледин.
И в-третьих, опять же впервые, издательством «Новое литературное обозрение» выпущена в свет «Антология короткого рассказа. Россия, 2-я поло вина XX века». Составил книгу Анатолий Кудрявицкий, предисловие написал Андрей Битов.
«В антологии представлены тексты,., написанные в духе магического реализма. Термин «магический реализм» применительно к литературе впервые был предложен французским критиком Эдмоном Жалу в 1931 г. Вот что он писал: «Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического – тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическими даже символическим преображениям».
А. Кудрявицкий. От составителя
«Короткие рассказы этого сборника в массе своей — явление нынешнего времени. Быть авангардистом сейчас куда сложнее: когда все стало можно».
А. Битов. О вдохе и выходе, входе и выдохе
Антология, которая готовилась несколько лет, включает в свои 640 страниц тексты таких известных мастеров, как Ф. Абрамов, И. Бахтерев, А. Битов, Н. Глазков, В. Голявкин, А. Кудрявицкий, В. Пелевин, Л. Петрушевская, Н. Садур, Г. Сапгир, И. Холин, и др.
Из авторов, живущих в Тамбове, в книге представлен А. Федулов.
А. НИКАРЕЕВСКИЙ
Александр ФЕДУЛОВ
ОДНОСТРОКИ
Судьба вокруг кромешная стояла.
Свечает…
Вот и лето, а детства все нет.
Пережуем! – орала ветчина.
Крапива молодая нас подстрекала снизу.
Свет разума от тела исходил.
И были дни немые до зевоты.
Без умысла поэзия творится.
Союз меча и морали.
Подайте поэту на хлеб и вино.