Данила Давыдов. Живая кунсткамера
Книжное обозрение. – 2003. – 11 августа. – с. 6.
ЖИВАЯ КУНСТКАМЕРА
Данила Давыдов
Составленная некогда Сергеем Бирюковым учебная антология «Зевгма» (1994) стала, без преувеличения, культовой книгой. Новая антология – это расширенный вариант «Зевгмы»: появилось множество новых авторов, увеличен теоретический комментарий.
Бирюков, признанный теоретик и практик авангарда, собрал чрезвычайно представительную коллекцию текстов, относящихся к «маргинальным» типам письма и «редким» поэтическим формам. Ставлю определения в кавычки, так как историко-литературный процесс демонстрирует самые неожиданные повороты; та или иная практика, бывшая маргинальной, порой становится весьма актуальным явлением. Нечто подобное, к примеру, случилось с моностихом: до Брюсова с ним экспериментировали Хемницер и Карамзин, но лишь в XX веке он становится изысканной формой, в которой создаются циклы и даже книги… Также и палиндром, «полусокрытый» у Державина, благодаря Хлебникову, Сельвинскому, Кирсанову становится живым фактом литературы – и вот уже собираются фестивали и антологии палиндромистов, среди которых не менее десятка первоклассных авторов.
А вот фигурный стих, имеющий прочные античные традиции, расцветает в эпоху барокко, чтобы потом уйти в тень, и воскреснуть – на новом этапе – визуальной поэзией. Или заумь, царившая в сектантской глоссолалии и заново рожденная футуристами.
Среди других экспонатов бирюковской коллекции – и привычные акростихи или центоны, и менее тривиальные анаграмматические формы, и вовсе экзотические примеры музыкально-поэтических экспериментов. Разная степень «привычности» этого интереснейшего материала не отменяет главного: если это и кунсткамера, то живая, этакий зоопарк монстриков, подчас более симпатичных, нежели унылая каждодневная фауна.
Бирюков С.
Року укор: Поэтические начала.
М. РГГУ, 2003. – 510 с. 2500 экз. (п)
ISBN-5-7281-0566-1