Екатерина Лебедева. Сберкнига
Тамбов, 2003. – 20 с.
Екатерина Лебедева родилась в Москве. Пошла и заговорила в Тамбове. Выучилась. Учительствовала, попутно создавала свою «Клинику: книгу в двух отделениях» (Тамбов, 2000). На «Сберкнигу» тексты складывались с 1993 года
RE-QUI-EM
Кладбищенская моль
добычу смачно ест.
Играли ре-бемоль.
А вышло до-диез.
ВЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Я. Эф. Эм.
А. Эм. И.
И. А. Эс.
О. Эн. Дэ.
Пэ. Вэ. Эс.
Че. Пэ. Эс.
ВОСКРЕС!
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
Старый Веник, житель Вены,
и Парик – его приятель,
стопроцентный парижанин –
посмотреть решили мир.
Сразу выискались дамы –
две Милашки из Милана.
Кубик с острова Свободы
к их компании пристал.
Вместо гида по дороге
подвернулся Критик с Крита,
с ним – из Дублина Дублёнка
и Перчатка из Перу.
Возле Пармы к ним примкнула
пара непарнокопытных:
Носорог из Таганрога
и блуждающий Осёл.
Заскочили в Рим за ромом
и в Салоники за салом.
После в Тарту – сдали тару,
а оттуда – в СНГ.
Лишь Осёл осел под Осло
и поныне там живёт.
Остальные на Чукотке
свой закончили поход.
«ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ» МАЛЕВИЧА
Чёрное. Белое.
Всё остальное, пожалуй, неважно.
Лист засвеченной фотобумаги,
втиснутый в раму слепым.
***
Молния — Вероника Дударова –
дирижирует
громом – своим оркестром.
ВЫСТАВКА ЭРНСТА НЕИЗВЕСТНОГО
Н Е И ЗбывНа в Моск-
В Е
Е И З В Е
Сна. Сны С Тремительный и цве-
ТНЫ ЫН
Й
НЬЮТОН КОСТЬ БЫТИЯ
Упало яблоко. Зелёное и крепкое.
Ни червоточины. Ни гнили.
Ничего!
А я возьму и совершу сейчас
открытие.
Сию минуту! Только яблоко доем.
***
Весь мир – Шекспир.
В его театре
идёт одна и та же драма,
в которой смысла нет
ни грамма,
морали тоже ни на грош
(хотя мораль обычно в басне).
Не оттого ли так прекрасно
смотреть и думать: ну и что ж?
ЗИМНЯЯ НАТУРА (с рябиной)
с каждым часом
тише с веток
свет
срывают птицы
озябшими клювами
БЕССОННИЦА В ДВУХ СТАТЬЯХ
Статья 1-ая. Расход
Три девушки.
Одна собака.
И две рябины под окном.
Куда ушли?
Статья 2-ая. Доход
Идут обратно.
Две девушки.
Собака та же.
Рябины там же – под окном.
***
Положи ягоды в воду –
мусор всплывёт.
Не путайся, что мусора много:
это ещё не весь.
***
Однажды от меня
уплыл кусок мыла.
Надежды на возвращение
не оставалось. И вот
мыло вернулось. А я
не знаю, куда его положить.
Потому что мыльница
уже занята. Другим
куском.
ЗИМНЯЯ НАТУРА (с берёзой)
в ранних сумерках
жёлтые листья
вернулись на ветки
синичъими грудками
11:00
Через 10 часов будет 9 часов.
Через 9 часов будет 8 часов.
Через 8 часов будет 7.
Через 7 — будет 6.
Через 6 — будет 5.
И выспаться не успеешь.
Так-то вот!
***
2 (дне) 1/2 (половинки) ножниц
разрознены
и так блестят, что их
не хочется соединить обратно
и что-то ими делать.
Им не к лицу
распарыванье швов
на старых платьях
и стрижка
то на руках ногтей,
то на ногах,
а то волОс.
И это стало ясно
теперь,
как только их разъяли
на 2 (две) сверкающие 1/2
(половинки).
***
Обнажилось аральское дно
общепитовской тарелки.
1. Муха –
памятник забытым водолазам.
2. Крупинка перловая –
трепетное напоминание
о редчайшей профессии
ловца жемчуга.
_________
1 — ранняя редакция (около 7 утра, натощак)
2 — окончательная редакция (около 11, во время второго завтрака)
МОНОЛОГ У ТЕЛЕФОНА
-Да? Это я.
Конечно, это я.
Да, я, конечно.
Это я, конечно.
Конечно, я.
Конечно, да.
Конечно!
***
поесть бы яблок
зелёных
кислых
набить оскомину
чтоб опротивело
а после думать
поесть бы груш
огромных
сладких
*
* *
Всё
на-
веч-
но
не
на-
все-
гда
***
изгиб рябины
словно буква У-словно
…
Тень фонаря кошмарна.
свет – ничтожен.
И только ветер – божественный
колокол ночи.
***
Обожаю картины,
написанные не маслом,
а сыром –
сырым по сухому,
ясным по белому.
Куда там Малевичу!
Чего проще?!
Ещё – Уже.
УжЕ – резче.
***
Ветер
перелистал
платок в руках,
как блокнот.
Слеза –
последней каплей
чернил.
ВОЗРАСТНОЕ
Н-да… мы не помолодели:
вот – одни побородели,
а другие поусатели.
Не узнать друзей-приятелей…
Кстати! помнишь, как тогда?..
Что? уже не помнишь? н-да…
***
Взрослые подарки –
духи, помаду –
мне дарить не надо.
Много лучше –
шары воздушные:
и многозначнее,
и многозвучнее.
Ты играешь на рояле
и поёшь.
но слов не слышно.
Потому что это сон.
Ты приснился тихо-тихо,
никого не разбудив.
Поиграл совсем недолго.
Поклонился и ушёл.
***
моё инородное тело
за наше народное дело
родное до слёз
***
он вероятно талантлив
невероятно
***
мне
требуется время
все время
***
И хочется прикоснуться
к чему-то такому.
прикосновенья чего
боишься всю жизнь.
***
Физика –
твердого
тела.
Лирика –
мягкого
? ? ?
***
Мы платим за сентябрь.
Мы платим за себя.
Не каждый за себя.
но каждый — за сентябрь.
***
На лестнице остановись,
уткнула нос в платок.
Слеза (а может, не слеза)
тихонечко лилась,
и словно с полотна Ватто
струились краски с бледного лица.
А красный глаз глядел –
для красного словца –
как будто вовсе не у дел.
***
Седьмое ноября. Восьмое марта.
Девятое. Десятое. И дальше.
Я отрекусь от блата и от фарта,
но и в преддверии инфаркта
миокарда
не поступлюсь ничем!
Да было б – чем…
***
В моём холодильнике ночью
абсолютно нечего делать!
И вообще: что можно делать
ночью в холодильнике?
***
снег –
нестойкий –
как жасмин
нет!
жасмин имеет стойкость –
аромата
снег –
увы!
***
Капля
коснулась тела.
Оно было
голым.
Было!
Стало –
влажным.
***
Чайник –
голосом домового –
воет.
На собственной кухне –
жутко!
Ангелом
с мерцающими крылами
несётся снег
и –
ударяется о стекло.
Больно!
***
Я выучила все уроки,
но не узнала даже половины
того,
что следовало знать*
_________
* Знак в конце текста отсутствует по воле автора
***
я ненадолго потерялась
и окончательно нашлась
***
сама
себя
не знаю
с чем сравнить
***
люблю
подметать
в темноте
***
Рыжая корова
и не думает поспеть
к вечерней дойке.
А куда спешить?
Просто эта рыжая корова –
бык.
***
В переполненном зрительном зале
кто-то безумно одинокий
попыхивает голубым фонариком
из ложи бенуара.
***
Звёзд больше,
чем вмещает небо.
***
достаточно одной второй
достаточно 0,5
достаточно и № 2
***
Макушка тени
лысеет мирно.
А мне не жалко.
Летите, листья.
Теплее будет
земле, укрытой
не только тенью.
***
Декабрь – не наступил,
а декабрист – цветёт.
***
Если я захочу,
то увижу.
Я увижу, услышу
и даже –
неизвестно зачем –
попытаюсь
объяснить незнакомым прохожим,
что я вижу всё то, что хочу,
что я слышу не так, как другие,
потому что другие –
дру-
ги-
е.
***
медленно гаснет
экран телевизора
и превращает
серые дни
в белые ночи
пять градусов выше Цельсия
это слишком для декабря
***
Часы показывают
то, что есть.
Мои часы
показывают ноль,
единственный на циферблате.
***
Поживём.
Поживём и увидим.
Увидим немного.
И немного ещё поживём.
И посмотрим опять.
И немного увидим.
И бросим смотреть.
Потому что уже надоело.
– Сколь-ко мож-но?
Ког-да э-то кон-чит-ся? Всё?!
***
В одной руке –
футляр с виолончелью.
в другой –
цветок.
– Послушайте!
Опять не хватит рук,
чтоб шляпу снять!
ПЛАЧ ПО ОТЦВЕТАЮЩЕМУ САДУ
Бедные мои, белые мои
деревья!
Бедные мои, бледные мои
цветы!
Солнышка на вас
нету.
Дождика на вас
нету.
Есть только один
ветер.
И тот не на вас –
против вас.
***
Пивную пробку приняв за монету,
вознамеришься купить на неё и то,
и это,
и ещё — вот это, и то, и сё,
а потом поразмыслив: зачем тебе
это всё? –
и не подумаешь за ней наклониться.
***
Радуга родом из кофеварки.
Только что сваренный кофе
смотрит одним, другим,
сразу всеми глазами,
затем закрывает –
один, другой…
***
На голову мою
не надо лить дождю.
(Я вымыла её – она ещё свежа.)
На голову, на свежую –
на свежую, на светлую –
не надо мне дождя!
***
Дай мне
половину земного шара.
Остальное
оставь себе.
Дай мне
половину твоей жизни.
Остальное
оставь себе.
И тогда.
как только мы встретимся,
мы составим единое целое:
единый мир,
единственное мгновение.
***
Вместо
E U R O
ремонта –
A F R O
потоп.
Топ…
Топ…
Топ…
Кап…
Кап…
Кап…
КАП! Ital ? NO!
ia
***
Самолёты
поднимаются в небо первыми.
Птицы – за ними следом.
Но
за самолётами не угнаться.
Поэтому птицы
всегда возвращаются вскоре.
А самолёты?
Куда деваются они?
***
Перепишу финал
трагедии «Отелло».
Конечно, Дездемона виновата
и быть наказана должна.
Должна и будет.
Но иначе.
Вы помните,
где разыгралась драма?
Вы думали – в Венеции?
На Кипре!
Но и там тоже –
есть где утонуть.
***
Настольная лампа,
задумчиво вытянув шею,
разглядывает рисунок обоев.
Он незамысловат:
четыре раскрытых розы
и семь бутонов
на каждый квадратный полуметр
(плюс великое множество листьев
и шипов).
Всё это раскрашено
в невероятной сине-оранжевой гамме.
И только одна тёмно-красная роза –
живая –
тенью колышется
на противоположной –
ещё не оклеенной –
стене.
***
Наесться холодных пельменей
(прямо из морозилки) –
это ещё не подвиг,
а лишь подготовка к подвигу.
Но если всё-таки удосужиться
и совершить настоящий подвиг
он будет смотреться бледно
в сравнении с пельменями
(холодными, из морозилки).
УСО’ННИЦА
(колыбельная)
А потя’-потя’-потя’-а…
По’тя-по’тя-по’тя, кхы!
} повторять 2-3 раза
А путю’-путю’-путю’-у…
По’тя-по’тя-по’тя, кхы-и-а’!
} повторять 5-8 раз
Кхы’-и, кхы’-и,
Кхы-и-а’!
} повторять пока не надоест
***
Билет – на 2 лица.
Одно – моё лицо.
Другого – нет в природе.
ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЕ ШОУ
Я наблюдаю сороку
на ветке неясного дерева.
Снег сыплет так густо,
что сорока с её выкрутасами
рассеивается.
а я лицезрею синицу.
Она
ничтожно мала
и через мгновенье
пропадает из виду.
И что же я вижу?
Ворону. Недолго:
ей трудно удерживать жирное тело
на плавно изогнутой ветке.
И снова
я наблюдаю сороку.
***
Снег ещё идёт – я вижу.
Я еще вижу: снег идет.
Снег – ещё…
Я: ещё…
ЗАГАДКА ГОРОДА
Город-праздник. Нет, не Париж!
Полушарие – то же. А ты говоришь…
Праздник, который всегда –
со мной.
Он — мой!
Да-
вай, угады-
вай!
***
Пора
ставить книгу на полку.
Снова
ты одинок…
ВСЁ-ТАКИ*
(БеС сознания)
Иду, а в мозгу качается и стучит. Ощущение как в детстве, когда зуб расшатан и висит на ниточке, только не во рту, а в самом верху черепной коробки.
Не люблю зиму за гололёд и холод в комнатах! Сунуть, что ли, градусник под мышку? На ртутном столбике дефект: между 34,7 и 34,8 – зазор. Одну десятую из намеренной температуры придётся вычесть.
В столбе фонарного света падающий снег напоминает мыльные пузыри, этакую мелочь пузатую.
Не люблю разговоры по телефону: слушаешь трубку, смотришь в окно, говоришь, а с кем – уже не помнишь.
«Сумерки, – утверждает Энциклопедический словарь, – период плавного перехода от дневного света к ночной темноте и обратно». И обратно… Для меня предпочтительнее именно это «обратно».
Сидела спиной к окну и вдруг заметила: сегодня у всех такие голубые глаза! Смотрела и думала: наверное, и у меня такие же!
Один школьник написал в сочинении: «Мцыри был бес сознания».
С малых лет затвержено: на красный свет нельзя, на красный – только машинам можно.
В жару от асфальта пахнет словно изо рта пациента зубоврачебного кабинета сразу после сверления.
В детстве я любила рисовать зелёнкой. На спичку – ватку, ватку – в зелёнку, и побежали зелёные человечки с зелёными зонтиками под зелёным дождиком!
Когда приходится сидеть в зрительном зале с краю, всегда выпадаю из ряда. Обычно – вправо.
Я сегодня такая красивая. Жаль, никто не видит.
Я заметила, что некоторые вещи в шкафу висят в обнимку. Блузка, протянув руки, обняла юбку чуть ниже талии.
Да, лицом не вышла. Зато ручки – залюбуешься!
6 утра. И не надо зажигать свет, чтобы посмотреть на часы. И так ясно. И без света. И без часов.
(Окончания таки не предвидится)
_________
Печатается с сокращениями и дополнениями.
ТАК ВОТ: НЕ ТАК!
(БеС содержания)
Видимо, сахарница была мокрая, когда я насыпала туда песок. (Вообще-то я не выношу, когда сахар называют «песком». Но в школе учили, что нельзя в одном предложении (и даже в соседних) употреблять однокоренные слова. Поэтому у меня в сахарнице – песок.) А гости пили чай без сахара. (Одна девочка так и спросила: «А можно без сахара?») И весь он остался. И я его высыпала обратно в такую пластмассовую банку. А на дне сахарницы осталось несколько песчинок. (Значит – всё-таки песок.)
11 марта – Порфирий и Севастьян. Наверно, на всю жизнь запомню. У нас давно не было отрывного календаря, а тут появился. На каждом листке – именинники. Обрывать лень. На дворе давно уже девятнадцатое, а на календаре – всё Порфирий и Севастьян.
У молоденьких кабачков такая нежная кожа…
Всякий раз, когда мне хочется предаться безделью, говорю себе: иди вымой посуду. И бываю права.
Я – «мимолётное виденье», ты – «гений чистой красоты». Нет, не так: я – бесконечная слуховая галлюцинация, ты – воплощение грязного безобразия. Но всё равно – гений!
Когда я наблюдаю, как лениво движется секундная стрелка, то представляю себе балерину в репетиционном зале, которая медленно поднимает (или опускает) ногу (или руку).
Не путать пеларгонию с пеллагрой!
Я могу сказать: «Пойдём туда», – и увести его (чайник). А она (кружка из термостойкого пластика) будет вздыхать, и. несмотря на термостойкость, начнёт плавиться от неслышного плача край её – блистательной, с фигурой, напоминающей банку из-под сгущёнки, только чёрного цвета.
Вечно у меня синяки в коленках… Тьфу, коленки в синяках!
А давай – я буду жить у тебя в ванной?! Ты просыпаешься, идёшь умываться, а из-за шторки – «доброе утро!»
Майонез обязательно должен постоять. О-бя-за-тель-но! Свежий майонез – в рот не вотрёшь. Такая это гадость.
Не люблю моющиеся обои. Потому что их – по определению – следует мыть. Никому не придёт в голову делать что-либо подобное с простыми обоями (которые не моются). Поэтому я всегда думаю: «Никаких моющихся обоев!»
СНОВИДЕНИЕ*
(стилизация)
Скупо светит сентябрьское солнце. Скрипят сердито ставни. Собака скулит.
Странно суров сегодня Силантий.
– Скушай супчику, сокол…
Смахнул со стола солонку. Сверкнул свирепо свинцово-серыми своими:
– Сыт!
Старуха свекровь сзади с силой стукнула сноху скалкой:
– С сопляком спуталась, сатана! Соседи сплетничают, судачат: с сеновала слезали – смеялись, супостаты!
Сжалась Стеша, скрючилась. «Согрешила! Стыд! Срам! Смерть! Страшный суд!»
– Собирайся!
Сразу спокойнее стало. Совсем скоро свидится с семьёй, сестрицами: старшей – Серафимушкой. средней – Сашей…
– Сейчас…
Секунду спустя содрогнулась:
– Сыночек! Савушка…
Спит, сладкий! Сокровище синеокое…
– Ступай! — сказал, словно саблей саданул.
…Скучная, строгая степь. Сохнут слёзы. Сердце стынет. Смириться? Стерпится – слюбится? Сжалится супруг? Со свету сживёт! Смыть с себя скверну. Самой свести счёты… Свят, свят! Спаси! Сохрани!.. Страдать? Сколько?! Села. Сон сморил…
…Сказочная сторона. Сады серебрятся. Скворцы свищут. Славно! Смотришь… Слушаешь… Счастливая? Свободная… Снова…
_________
* Стилизация «Сновидение» представляет собой тавтограмму-текст, в котором все слова начинаются с одной и той же буюзы.
СОДЕРЖАНИЕ
RE-QUI-EM
Вечный календарь
Географические новости
«Чёрный квадрат» Малевича
«Молния – Вероника Дударова…»
Ньютонкость бытия
Выставка Эрнста Неизвестного
«Весь мир – Шекспир…»
Зимняя натура (с рябиной)
Бессонница в двух статьях
«Положи ягоды в воду…»
«Однажды от меня…»
Зимняя натура (с берёзой)
11:00
«2 (две) 1/2 (половинки) ножниц…»
«Обнажилось аральское дно…»
Монолог у телефона
«поесть бы яблок…»
«всё…»
«изгиб рябины…»
«Тень фонаря кошмарна…»
«Обожаю картины…»
«Ветер…»
Возрастное
«Взрослые подарки…»
«Ты играешь на рояле…»
«мое инородное тело…»
«он вероятно талантлив…»
«мне требуется время…»
«И хочется прикоснуться…»
«Физика…»
«Мы платим за сентябрь…»
«На лестнице остановясь…»
«Седьмое ноября…»
«В моём холодильнике ночью…»
«снег…»
«Капля…»
«Чайник…»
«Я выучила все уроки…»
«я ненадолго потерялась…»
«сама…»
«люблю…»
«Рыжая корова…»
«В переполненном зрительном зале…»
«Звёзд больше…»
достаточно одной второй…»
«Макушка тени…»
«Декабрь – не наступил…»
«Если я захочу…»
«медленно гаснет…»
«Часы покалывают…»
«Поживём…»
«Водной руке…»
Плач по отцветающему саду
«Пивную пробку приняв за монету…»
«Радуга родом из кофеварки…»
«На голову мою…»
«Дай мне…»
«Вместо EURO ремонта…»
«Самолёты…»
«Перепишу финал…»
«Настольная лампа…»
«Наесться холодных пельменей…»
Усонница
«Билет – на 2 лица…»
Орнитологическое шоу
«Снег ещё идёт – я вижу…»
Загадка города
«Пора…»
Всё-таки (Вес сознания)
Так вот: не так! (Бес содержания)
Сновидение