Вл. Плуталов. Улица, кто тебя так назвал? — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Вл. Плуталов. Улица, кто тебя так назвал?

Голос Притамбовья. – 1998. – 8 апреля (№ 24-25). – с. 6.

УЛИЦА, КТО ТЕБЯ ТАК НАЗВАЛ?

Из рассказов собирателя Н.А. Никифорова.

Вопрос этот оказался вполне логичным. Были в истории града Тамбова такие милостивцы, по личному пожеланию которых, без всякого референдума, переназывались улицы, т.е. утрачивали свое вековое подчас наименование и получали свежее, над которым тамбовский люд поначалу ломал голову, а потом привыкал и уже переставал дивиться. Вот улица А. Бебеля, к примеру. Кто был такой товарищ Бебель, Август? Без словаря и не вспомнишь. Второе задание – какое отношение имеет Бебель к Тамбовскому краю? Да никакого. Приятно, конечно, что он, токарь по профессии, стал выдающимся социал-демократом.

А название улицы появилось благодаря пылкому и довольно дельному и серьезному революционеру В.А. Антонову-Овсеенко. Была у него слабость, очень он ценил А. Бебеля как политического деятеля-центриста. И посему, приезжая в очередной город в командировку по архиважным государственного значения делам, Владимир Александрович интересовался, нет ли здесь улицы в честь товарища Бебеля. И если нет, то почему бы ей не появиться. Ну как можно было местному начальству отказать в столь простой и милой просьбе уполномоченному ЦК РКП(б).

До революции нынешняя Коммунальная называлась Гимназической (см. снимки). Мужская гимназия была выстроена на ней, учились в которой будущий блистательный дипломат советской школы Георгий Васильевич Чичерин, уникальный, с мировым именем ученый индолог Иван Павлович Минаев, «отец русского футуризма» Давид Давидович Бурлюк. Вообще, с Гимназической улицей связано немало имен и событий: 1-я городская Дума заседала в одном из зданий, в другом гостил нарком просвещения А.В. Луначарский. Столько имен, а назвали Коммунальной. Не улицей Коммуны или Коммунарской, что было бы точнее, а Коммунальной. Так и напрашивается толкование, связанное с коммунальными службами, услугами, удобствами и прочим, связанным с коммунальным хозяйством. Она, конечно, славна – рынок, дом быта «Русь», торговля, домоуправление рядом. Теперь ее переименовывают в улицу имени Валерия Коваля. Заседал по этому поводу совет по топонимике Тамбова. На мой взгляд. Коммунальной надо бы вернуть прежнее название Гимназической, а память о первом тамбовском мэре увековечить на какой-нибудь другой уличной магистрали.

…Нынешняя улица Тельмана была Солдатской. Тоже чья-то прихоть или политическая «разнарядка»?..

…В 1918-м году приезжал из «Центробалта» матрос в качестве представителя. У этого «пунктик» выявился, видимо, от тоски по морю. В результате этого душевного состояния облеченного доверием товарища улица Покровская стала Кронштадской, а Кирхина (названа потому, что на ней стояла немецкая церковь, кирха) была наречена Флотской.

Есть в областном нашем центре Яшин переулок. Название старое. О том, чем оказался славен Яша, имя которого переулок носит, я узнал где-то в середине тридцатых годов от бывшей прихожанки Варваринской церкви. Почему бывшей, а потому что ее любимая церковь была закрыта в 1935 Юродивый Яша находился пр. церкви, слыл целителем. Ходил зимой и всегда босиком, в рубище и не простывал. Особенно много целительской работы у Яши было на масленицу и другие разговенья. Купцы поднимались утром «с бодуна» и первом словом было: «Зовите Яшу». За «гонораром» не стояли: лишь бы избавил от треска в голове. Яша не заставлял долго ждать себя. Действо было раз и навсегда отработано. Он поднимал подол рубахи и похмельный купец, уже наученный опытом предыдущих сеансов, тыкался пылающим лбом в грязный барабанный живот целителя. Живот был ледяной. Этот холод и вера болящего в Яшу буквально на глаза преображали несчастных.

Надо отметить, что неподалеку от церкви стоял свечной завод, а после Октябрьской революции было организовано еще и предприятие по плетению лаптей для армии. Жизнь кипела, а Яшу очень вдруг стала донимать в помещении при церкви всякая «домачняя» живность – клопы, тараканы, вши, наконец. И он удалился в «скит». Здесь же, неподалеку, не выходя за черту города. Нашел яму, выстлал ее мешкотарой из-под воблы, накрыл половинкой старых деревянных ворот. Благодать! Ни клопов, ни прусаков, а со вшами если не можно общий язык найти, то против них сердобольные бабы керосинцу поднесли. «Яшин скит» стал достопримечательностью, а за переулком закрепилось название – Яшин…

Рассказ записал
Вл. ПЛУТАЛОВ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.