М. Поликарпова, Е. Позднякова. В лабиринте языка
Город на Цне. – 1992. – 12 декабря (№49). – с. 5.
В ЛАБИРИНТЕ ЯЗЫКА
Над нашими школьными учебниками долгое время плакали не только ученики, но и учителя. А выбрать было не из чего. По одному учебнику порой учились сначала родители, потом – дети. Но, похоже, положение наконец-то меняется.
В издательстве Тамбовского государственного педагогического института вышел учебник по русскому языку для 8–9 классов профессора Владимира Георгиевича Руделева – «Русский язык. Учение о предложении».
Писать учебники чрезвычайно трудно, так как о серьезном и сложном надо говорить просто и увлекательно, чтобы пробуждать и постоянно поддерживать интерес обучаемого к предмету. Думается, что с этой задачей автор успешно справился.
Он верит в разум ученика, поэтому теория синтаксиса преподносится им на строго научной основе, – в то же время рассуждает с юным .другом о жизни, искусстве, литературе, советует ему прочитать ту или иную книгу. Удачно выбранная форма общения с подростком способствует глубокому усвоению нм теоретических сведений и обогащению его новыми знаниями. В каждом вопроса автора к ученику – побуждение к познанию тайн языка, в каждом задании в упражнении – простор для мысли и творчества.
Учебник начинается обращением автора, доброго и мудрого человека, к юному другу, которому он терпеливо разъясняет; как важно хорошо владеть своим родным языком, научиться говорить нестандартными фразами, уметь спорить, доказывать, дискутировать, я этому может научиться каждый, проявив лишь старание, выдержку и желание.
Богатое содержание учебника соответствует современному состоянию лингвистической науки.
В. Руделев доступно раскрывает понятия о языках и речи, слове, простом и сложном предложении, подводит своих читателей к пониманию особенностей тех или иных языковых, фактов.
Теоретические выводы иллюстрируются яркими примерами; что свидетельствует об изысканном художественном вкусе автора. Вот лишь два из них. При изучении сложного предложения:
«Где жили хитрые форели,
Однажды я развел кусты
И вздрогнул – па меня смотрели
Несчастные глаза воды».
(И. Шкляревский).
И – при изучении словосочетаний:
«На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели».
(И. Бунин).
В книге имеются схемы, которые совершенно по-новому обобщают учебный материал.
Несомненным достоинством учебника является включение в него тем, связанных с изучением эпитетов и сравнений. Не секрет, что учащиеся средних школ неохотно употребляют в устной и письменной речи изобразительно-выразительные средства, которые придают речи живость, поэтичность, устраняют бесцветность и монотонность, поскольку, к сожалению, в современной школе этому не учат.
В книге широкое толкование слов и выражений. Например, читатель узнает из учебника, как появилась междометная фраза «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», кто из литературных героев ее произносит и по какому поводу.
Автор не только постоянно поддерживает интерес школьника к русскому языку, но и вводит в мир науки. Так, он повествует о чешском ученом В. Матезиусе, о русском ученом И. Распопове, ученом-биологе Н. Вавилове я других.
Учебник В. Руделева и обучает, и воспитывает. Воспитывает прежде всего сам учебный материал, формирующий у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, языковой эстетический вкус; воспитывает подбор интересных, свежих, разнообразных по тематике текстов, позволяющих вести с учащимися ненавязчивый, вдумчивый разговор по философским, языковедческим и этическим проблемам. Читатель найдет здесь и разнообразные советы. Например, как обратиться к человеку, как вести диалог, какую книгу прочитать и на что обратить внимание. В каждой строке видна забота автора о развитии личности подростка.
Необычна композиции книги, Она представляет собой диалог автора с юным другом, которому предстоит пройти по сложному лабиринту, называющемуся наукой о русском языке. Первая часть – выход из лабиринта, или учение о простом предложении; вторая часть – охота на Минотавра, или учение о словосочетаний и сложном предложении; третья – нить Ариадны, или собрание задач и упражнений. Игровая основа, оригинальность названия самого учебника, многих заголовков и подзаголовков помогает пробудить интерес к теме, поднимаемым проблемам. Приведем примеры таких заголовков и подзаголовков: «Обсуждение темы «Междометные предложения», «Что мы понимаем под языком и речью?». «Грамматика на службе побудительных предложений», «Пора оглянуться назад!». «А как устроено сказуемое?». «Все дальше в глубь сказуемого!» и т.д.
Особое место в учебнике занимают упражнения, помогающие развитию умственных способностей, рассчитанные на самостоятельную творческую работу школьников. Например, «Напиши сочинения на тему «Восход солнца», Ты можешь непосредственно наблюдать или писать воспоминания, не важно – как. Важно, чтобы было хорошо». Или еще не менее интересный пример: «Прослушай пластинку с записью увертюры П.И. Чайковского «1812 год» и постарайся описать услышанное в небольшом рассказе».
Тексты упражнений чрезвычайно информативны. Это и рассказы о художниках, о композиторах, писателях и т.д.
Здесь немало упражнений, побуждающих учащихся рассуждать, отстаивать свою точку зрения, позицию. Как вот это: «Иногда взрослые люди, не стесняясь детей и женщин, позволяют себе, как они сами говорят, выразиться «крепко». Некоторые считают, что в таком стиле поведения нет ничего плохого. Как ты думаешь, правы эти люди или нет?».
Интересны в книге познавательные задачи, методическая ценность которых заключается в том, что они стимулируют поисковую деятельность учащихся, поскольку включают определенную языковую проблему, развивают способность осознавать законы языка. Вот несколько таких задач: «Язык называют важнейшим средством человеческого общения. А могут ли люди общаться без помощи языка? Какие иные способы человеческого общения ты мог бы назвать?». «Есть ли языки за пределами человеческого общества? Как ты думаешь, говорят ли как-нибудь киты, дельфины, муравьи, пчелы?». «Наш язык построен на звуке. Он звучит и воспринимается на слух. А может ли язык обойтись без звука?».
Большим достоинством учебника является то, что он учит размышлять, развивает творческие силы школьника, пробуждает любовь к яркой речи.
Учебник будет весьма полезен для всех учителей, но особенно идя тех, кто хочет работать творчески, по-новому, кто против догматизма и схоластики в преподавании русского языка в школе.
В системе образования на ближайшие годы на первый план выдвигаются развивающие функции учебных заведений различного типа, в которых особое внимание должно быть уделено обучению одаренных детей на основе гибкого планирования, подбора индивидуальных учебных программ. И в этих новых условиях работы учебник профессора В. Руделева будет верным другом и помощником учителя русского языка.
М. ПОЛИКАРПОВА,
преподаватель кафедры русского языка ТГПИ.
Е. ПОЗДНЯКОВА,
заслуженный учитель школы Российской Федерации.