Александр Арфеев. Русская звезда
Комсомольское знамя. – 1991. – 30 августа (№ 102-103). – с. 3.
РУССКАЯ ЗВЕЗДА
Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличишься навсегда?
Ужель навстречу жадным взорам,
К тебе стремящимся в ночи,
Пустым и ложным метеором
Твои рассыплются лучи?
Всё гуще мрак, всё пуще горе,
Всё неминуемей беда –
Взгляни, чей флаг там гибнет в море,
Проснись – теперь иль никогда…
Ф.И. Тютчев (1866 г.)
Все мы только что пережили великое и трагическое время. Три августовских дня и ночи, которые легли четкой гранью между эпохой, задавленной коммунизмом, и открывающимся простором Новой России. Смятение первых часов переворота, когда черная тяжесть повисла в воздухе, готовая обрушиться и поглотить нас. Первый взлет радостной уверенности в скором крахе этой затеи, подтвержденный жалким видом новоогаревского вора и его приспешников. Такие люди долго у власти не продержатся – было ясно уже 19 августа. На следующий день, полные тревожных предчувствий, мы ждали: что же будет? Все решалось в эту ночь. Ощущение приближающейся трагедии росло: раненный зверь способен на самое страшное. Эту ночь многие, находящиеся далеко от Москвы, провели у радиоприемников. Как уменьшился в эти часы земной шар. Москва стала его сердцем.
В 1.30 ночи Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II обратился к соотечественникам с предупреждением во избежания тягчайшего греха братоубийства и молением Божией Матери.
В 2 часа ночи в самый критический момент, в пик на прямей мости корреспондент радиостанции «Свобода», находящийся в Белом доме, сказал в последний раз по прямой связи: «Все будет как-то к лучшему в этой стране и в этом мире». Это было прощание.
Но мы не были оставлены. Уже через 20 минут появились первые обнадеживающие известия. Кажется, они проиграли, они не прошли! Мы еще не знали, что армия поддержала народ, всех подробностей мужественного поведения защитников Верховного Совета на Красснопресненской набережной, а победа стала реальным фактом. Трагическая и величественная ночь народного мужества, самоотверженности Президента Ельцина, когда московский народ решил судьбу страны и мира – клонилась к концу. Нас ждал рассвет.
Утром началась внеочередная сессия Парламента России, которую мы увидели только вечером, как подтверждение победы и торжества Свободы.
Следующий день надолго останется в памяти народа. Этот день осознания национального единства объединил всех, вставших на защиту демократии. Ему суждено стать первым днем Новой России – свободной и процветающей. России одухотворенной.
Еще одно поколение ранено тиранией. Мы должны низко кланяться тем, кто встал под пули и танки и отдал жизнь в святом порыве самоотвержения. Вечная память!
У нас будет еще много трудностей на том пути, который мы выбирали. Завоеванная свобода – лучшее условие для обретения свободы внутренней народом в целом.
Сейчас ясно одно – 22 августа 1991 года взошла Русская Звезда.
Новая Россия начала быть.
Александр АРФЕЕВ.