Сергей Бирюков и его университеты — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Сергей Бирюков и его университеты

Город на Цне. — 2000. — 10 мая.

СЕРГЕЙ БИРЮКОВ И ЕГО УНИВЕРСИТЕТЫ

Поэту и исследователю поэтических текст Сергею Бирюкову исполняется 50 лет. Для читате „ей и почитателей этот путь отмечен книгами: «долгий переход». 1980; «Пишу с натуры», 1989; «Муза зауми», 1991; «Знак бесконечности, 1995; «Gloria ti-bi», 1995; «Sub alia forma», 1997; «Пролегомены к 1998 г.», 1997; «Звуковые соответствия», 1997; «Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма», 1994, Москва; «Теория и практика русского поэтического авангарда», 1998, Тамбов; «Уроки барокко и авангарда: проблема освоения палиндромического текста (на примере творчества Н.И. Ладыгина)», 1998.

Кроме того, Сергей Бирюков подготовил и издал книгу стихов А. М. Жемчужникова и первую в России книгу палиндромов Н. И. Ладыгина «Золото лоз». 1993 г.

Сергеи Бирюков — лауреат Международной литературной премии имени Алексея Крученых. Работает в различных творческих манерах, в том числе в визуальной и саунд-поэзии. Его визуальная поэзия демонстрировалась в Канаде, Норвегии, Бельгии (в Бельгии вышла на компьютерном диске). Его работы вошли в антологии: «Poesis total», Италия; «Точка зрения», Калининград; «Поэзия безмолвия», Москва; «Скомканная тишина», Швейцария (на русском и немецком). С1999 г. преподает русскую литературу в университете им. Мартина Лютера в Германии.

Сказать все то, что сказано выше, — ничего не сказать. А главное заключается в том, что Сергей Евгеньевич всю свою сознательную жизнь, т. е. уже более 30 лет, изучает авангард и занимается просветительской деятельностью. Теперь 20, а то и 30-летним приходится пояснять, что это значило в недавнем, вообще-то, прошлом. А значило это перманентный процесс, осененный еще известным хрущевским выражением, — …Синявский — Даниэль — Буковский — Бродский — Солженицын — Сахаров — «бульдозерные выставки» — психушки и пристальное внимание «компетентных органов». Результат — книжки в издательствах лежат десятиретиями и никакого выхода. К тому же провинция – Тамбов.

Однако выход был. В 1981 г. Бирюков организовал литературную студию, в которой собрал нетрадиционно мыслящих литераторов. Этот период можно назвать периодом устных книг. Студийцы не только писали тексты, но и самообразовывались и образовывали других, устраивая вечера поэзии там, где предоставлялась возможность: зал книжного магазина, библиотека, парк. Помимо собственных текстов всегда звучали стихи великих предшественников — Хлебникова, Крученых, Гуро и др. В конце 80-х, когда стало уже посвободнее, студия провела серию вечеров «Из истории русского поэтического авангарда», ставших событием в культурной жизни города.

В 1990 г. студия преобразовалась в Академию зауми, которая вскоре вышла на международную орбиту (об A3 подробнее в журналах «Волга», № 7, 1995, и «Знамя» № 11, 1997), подтвердив авторитет Бирюкова и как поэта, и как ученого.

Уместно, наверное, сказать здесь еще о некоторых моментах, характеризующих время и дополняющих картину «университетов» Бирюкова: первый — добыча знаний, — именно добыча, потому что при той издательской политике только в столицах, в частности в Ленинке, добывались нужные книги, штудировались, переписывались от руки. Благо Тамбов недалеко и можно было, имея 50 руб., смотаться на неделю в Москву; второй момент сугубо личный — это встречи и беседы с Н.И. Ладыгиным, Б.Н. Двиняниновым, С.И. Юткевичем, В.Б. Шкловским, А.А. Штейнбергом, которые и примером своей жизни уже вливали энергию оптимизма.

Факт сей свидетельствуем и поздравляем Сергея Бирюкова с полувековой эпохой.

Друзья, студийцы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.