Галина Евстратова. В звуках живет непонятная сила — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Галина Евстратова. В звуках живет непонятная сила

Город на Цне. – 2001. – 1 августа (№ 31). – с. 5.

В ЗВУКАХ ЖИВЕТ НЕПОНЯТНАЯ СИЛА

Известный поэт и бард Алексей Киселев в Тамбове бывает нечасто. Последние несколько лет он живет и работает в Москве. Большинство наших читателей помнят Алексея, как журналиста Тамбовской государственной телерадиокомпании, авторская программа которого «Путешествие в русскую глубинку» перекочевала в «Крестьянские ведомости» на ОРТ. Сейчас Алексей работает на канале «ТВ-столица».

Любителям авторской песни Киселев известен как участник и победитель многих бардовских конкурсов, автор прекрасных стихов. Хотя поэтом себя Алексей не считает и говорит: «Я сочиняю песни, музыка живет внутри меня». Но многочисленные поклонники Киселева (а он покорил любителей поэзии не только Тамбова, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, других городов России) вряд ли с ним согласятся. Они ждут его новых песен-стихов, размышляют над ними. И… приносят результаты своих раздумий в редакцию. Предлагаем нашим читателям вместе с нашим автором попытаться рассмотреть повнимательней творческую личность барда.

Алексей Киселев называет свои произведения песнями, а не стихами. Я позволю себе не согласиться с ним, ибо воспринимаю их двуедино и называю песнями-стихотворениями.

Сразу оговорюсь, что писать о содержательной стороне произведений А. Киселева непросто. Настолько он субъективен, настолько сложно закодировано его мировоззрение в канве рифмованного повествования, настолько трудно разгадываема архитектоника его чувствований. Мы не всегда понимаем, о чем его песни-стихи, догадываясь, что они не о том, что нам хорошо знакомо. Мы не всегда можем проникнуть в мир, который представлен автором. Но при чтении или прослушивании его песенно-стихотворных композиций в нас рождается и растет предощущение чего-то, чем томим каждый, кто тоскует ночами о Боге, Красоте, Природе, о «небе в алмазах».

У Бодлера в сборнике стихов «Цветы зла» есть строчка: «Ты рождена от звезд или пришла из ада?» Алексей Киселев рожден не от звезд – «Петь вместе с Богом – невозможная пытка» и в аду он еще не был. Он тоскует на Земле. Душа его одиноко бродит по земной тверди, но дух поднимает его над обыденностью существования. Это еще не небо, не горние выси, но и не обывательское притяжение грубой материи повседневной жизни. Над бытом, над мирским, Алексея Киселева удерживают «стеклянные скрипки» – поистине не избитый поэтический образ! Препарировать его, раскладывать на составляющие, проникать в его плоть бесполезно и как-то нетактично. Можно опошлить, снизить звучание струн стихотворения-песни. Даже не слыша мелодии, а только читая строки, ощущаешь неясное томление души, сердце щемит от непонятной тоски, будто в нем поселилось нечто хрупкое, и боишься вздохнуть, чтобы не спугнуть, не разбить, не потерять… Опасаешься снизить градус душевного переживания, ведь

…если слабели души нашей
крики,
Тише звучали стеклянные скрипки…

Вот побывали с помощью Алексея Киселева в высших сферах и вдруг – шлеп о земь:

Все в этом мире –
одинокость.
Оконной рамы пустота.
И мыслей праздность, суета,
И рифм холодная
жестокость.
И место нашего приюта
Нас и не греет и не ждет…

Но воинствующая приземленность не в характере А. Киселева. Мышление его метафорично; поэтому в конце:

… На лик распятого Христа
Ложится человеческая
старость.

И сердце больно колют льдинки одинокого существования в нелучшем возрасте и одновременно греет нечто священное, будто удалось наконец-то сложить из льдинок желанное слово «вечность».

Мировоззрение Алексея Киселева дуалистично. С одной стороны:

Но весь мир так груб и пресен
И не слышно чистых песен
И путь человечества –
От любви высоких правил
До безжалостной расправы
На кресте;
С другой стороны:
…Но мой путь
Обозначен звездной далью
Только там поэтов, знаю,
Вечно ждут…

Система координат на планете Земля недостаточна для Алексея Киселева. Его зовет ветер, манят звезды. Интеллект его стремится ввысь, под купол неба, где Бог и мириады звезд, и где

…хочется быть первым,
Оголив шальные нервы
Вдруг запеть.
В такт божественного сердца
Возродиться, загореться
Мне б успеть…

Музыка звенит в душе Алексея Киселева, и «бесконечности дорога» для него «как струна». Хотя о парадоксальности этого утверждения можно спорить. Одно дело, когда это струна гитары – ограниченное пространство, другое, если это струны-лучи восходящего солнца, которые соединяют землю с небом.

Алексей Киселев не перестает петь о божественном промысле. И окончательные его надежды связаны, по-моему, с именем Бога, даже когда он сомневается:

Ямщика рука шальная
Завезет куда – Бог знает,
Знает ль Бог?..

Галина ЕВСТРАТОВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.