«Общество Зрелища»

/ история, теория, практика /

Обычно к этому названию прилагают «эпитеты» «музыкально-литературное объединение», «профанский конгломерат искусств», «организация для производства/потребления явлений», «хуиглоты» и т.п., но это не совсем точно.

«Общество зрелища» создано О. Шепелёвым и О. Фроловым 13 февраля 1997 года в Тамбове.

«Мы с О.Ф. и О.Коробковцем снимали на троих квартирку — «курятник» – помещение сарайного типа, со стенами из деревяшек и саманов размером в три кровати впритык плюс развалившийся стул и табурет, — вспоминает О. Шепелёв, — там, как говорится, в четырёх стенах и зародилось ОЗ. Коробков с нами был редко, обычно он ходил ночевать к своей невесте…потом мы стали поддавать как скотинушка, забивать на него, на институд и на всех вообще, и он совсем потерялся. В «курятьнике» у нас не водилось ничего – ни книг, ни тетрадей, ни еды ни тем более такой погани как лупление (телевизор. – Ред.)…Зато были два сломанных магнитофона – один мой, один офроловский – на них-то мы и состряпали первое совместное произведение – коллаж из отрывков радиопередач и музыки с наших кассет ( такая методика, по-моему, называется «хоумтейпингом»). Потом были «Палачи» – садистская радиопередача, инициированная О.Корбковым… Знаменитый период диафильмизма, когда у нас собиралось в этом каземате 2,5 на 2,7 человек 15 зрителей; мы с О. Ф. записывали саундтрэки…Вскоре…натаскали с филфака инструментов… причём они всегда были по отдельности: гитары — то электрическая, то «эклектическая» то бас, то что-нибудь от барабанов… Начались живые выступления – так называемый шаманизм, ежедневные ночные записи, потом пошло и литературное, и рисование, коллажирование из случайно попавших к нам книг и журналов, создание скульптур из мусора, пошив (вернее, чаще разрыв) одежды от кутюр и купюр, представления с участием дрессированных пуделей, кловунов и пидоров и много такого чему несть и числа, и названия, и памяти (кстати, активно создавался диалект ОЗ, претерпевщий несколько этапов эволюции, а впоследствии и письменный язык ОЗ), а днём, когда мы продирали глаза, к нам приходили многочисленные посетители – «посмотреть на долбоёбов». Всё это называлось «явлениями», и конечно же, пили и барахтались в порыве тяжёлого снежного танца…».

О З (произносится «о-зэ» или «ноль-три») провозгласило концепцию нового искусства – искусства отгрибизма (от сл. «от гриба» — по аналогии с русскими идиомами «от столба», «от балды», «с неба (снял)», «по барабану», «на хуях (вертел)» и т.д.) – т.е. полная немотивированость творчества.

По-другому «отгрибизм» – «дебилизм» (субъект искусства, творец – олигофрен, человек-дебил, или «дэббол», «даббилоу» и т. п.

Как следствие, творчество ОЗ асоциально (или даже антисоциально) окрашено; «представления» ОЗ имеют своим девизом т. н. «антикатарсис»: «чтобы зрителю стало стыдно за то, что мы представляем» (это же называется профанацией, бахвальством, «ибупрофенством»).

Антикатарсис (как певоэлемент асоциальности) направлен против массовой культуры, коммерциализации, бездарности и пошлости в искусстве, которая, как всем известно, дискредитирует самоё искусство как таковое, а заодно и против сюрреализма, чтобы отмежеваться от него и показать его окостенелость, «музейность».

Клин клином вышибают – чтобы переплюнуть дебильность попсы надо постараться!

Музыкальная группа «Общество Зрелища» (искусственно вычленяемая часть ОЗ) выпустила три альбома «полупрофессионального качества»: «От гриба» (1997), «long live long leg! » (1998), «Начальникъ Верьховнаго бга Озириса» (1998, саундпоэзия), а также мини-сборник «ОЗ» (1997, живое исполнение под гитару, индастриал) и сборник «От самого большого гриба» (ультрарадикальный дебилизм). В январе 2000 г. в ночном клубе «Бункер 638» (Тамбов) состоялась концертная программа под названием «На кол всю попсу!». В афише тогдашний стиль группы был определён как (очень мелким шрифтом) «slamcore/funk/punk/avantgarde/profanatsija/hui». По материалам подготовки к этому (единственному, и по вине организаторов практически несостоявшемуся) концерту выпущен сборник «Отстойник 748» (2000), где (уже по вине музыкантов, а в особенности О. Фролова, который «начал безумно пить») представлена только половина разработанных композиций. В ноябре 2000 г. О. Фролов, давно забросивший учёбу университете и вообще все сношения с внешним миром (кроме Санича, с которым пил), был забрит в армию. Группа фактически перестала существовать. (Кстати, рекламация! Невиданный Интернет –проект ОЗ «Железная рука ARMY, или look to clown О.Фролов «За стеклом»!!! – вся периодика О.Ф. – письма-репортажи-размышления-стихи-коллажи-зарисовки-самодельные книги предоставлены для публикации Библиотекой Конгресса Санича! ).

ОЗ (концертный состав):
О. Шепелёв – тексты, музыка, вокал, деструктивные барахтания.
О. Фролов – музыка, бас-гитара, кларнет.
Р. Санич – баробаны.
О. Толмачёв – 2-я бас-гитара, расшибание О.Шепелёва.
Вася «Ручкин» Пручкин МС – гитарка, звук.

Литература: плод двухлетней работы – книга (причём «книга» здесь обозначение жанра) «Сочинения О. Коробкова и ему подоббных» (1999). В «концептуальном единстве» здесь собраны рассказы, стихи, рисунки. Это основное, каноническое творение ОЗ. Есть ещё «Быдломантия» (1999) – «сборник непотребных для поэзии ренегативно-дегенеративных стихов» (с илл.). В настоящее время готовится его продолжение «Кодломасса». Ценные литературно-исторические свидетельства: «История ОЗ, написанная О. Шепелёвым» (1998, черновик), «Дневник наблюдений за О. Шепелёвым» (1999, автор – О.Ф.), «Правда об ОЗ как она есть, написанная А. Коробковым» (2001).

Индивидуальное («внеобщественное») творчество «деятелей» ОЗ не принадлежит отгрибизму.

Алексей А.Шепелёв – поэт (опубл. книжка «NOVOKAIN OVO» (Тамбов, 2001), готовится «САХАР : СЛАДКОЕ СТЕКЛО») и прозаик (рассказ «Новая сестра», повести «Ящерицы», «Настоящая любовь», в производстве издательства «Амфора» (СПб.) роман «Echo», события которого имеют отношение к истории ОЗ), аспирант-литератор (диссертация «Нимфолепсия в творчестве Достоевского и Набокова»), участник лонг-листа премии «Дебют» 2000 г. и шорт-листа 2002 г. Публикации: «Черновик», «Вавилон», «Футурум», антология «Нестоличная литература» и др.

О. Фролов – Александр Фролов – в настоящее время военнослужащий, а раньше ходил на филфак. В его личном творчестве (особенно позднем) органично отражается поэтика ОЗ. Выпустил рукописные сборники «Все апплодируют!» (1998, подарен С. Е. Бирюкову), «Мразь!» (1998), «Полная поэзия» (1999), «После Великой Радости» (1999), «Мiрзик сожрiл рiпу, или Ноздри кишiчника» (2000), «Хуй мой» (1999), «Бог и время» (2001,сост. О. Шепелёв), «Всё есть гриб и грязь» (2002). Публикации: «Черновик» (под видом Олега Фролова), «Футурум», газета клуба любителей русского палиндрома «Амфирифма» (Тула).

А. А. Коробков – окончил филфак ТГУ, в настоящее время живёт в Москве. Публикации: в студенч. альманахе «Ветви» (Тамбов).

А. Толмачёв (он же, простите, она же Репа, Пидорепа, Репинка Экзотическая Экзальтированная Маракуйя) – не публикуется принципиально, кроме самиздата ОЗ. В настоящее время политик.

Р. Санич (Русалка Санич) – 23 года, по словам О.Ф. «Саничь, он пьёть — этим и интересен».

В. Пручкин – наш гитарист, известный тамбовский музыкант, сейчас живёт в Москве.

Так называемое субощество – авторы, испытавшие влияние «ОЗ»: Михаил Гавин (Эм Гавин, Р. Верёвкин) – поэт (Тамбов); Макс Маркс (он же Владимир Виссарионович Маленков, М. Рыжкин, Маразмакс – поэт, лидер панк-проектов «Нестор Иванович Петров» и «МВД (Министерство Великих Дрочителей)» (с. Петровское Тамбовск. обл.); Паша Обалдеев (Деев) – поэт и рок-музыкант, соратник Макса; Сергей Граф – лидер объединения «Шизореволюция» (г.Котовск).

Отрывки из книги «Сочинения О. Коробкова и ему подоббных», в том числе и из (квази)теретической статьи «Дебилизм как собственно отгрибизм и как вид искусства. Деятельность О.З. как от гриба» печатались в альманахе «Пигмалион» (г.Рудный, Казахстан) №2, 2001. С. 82 – 95. Первая часть книги в 2003 г. вывешена на http: // vernitski. liter.net/obzr.htm. Небольшой очерк о поэтике ОЗ – см. Бирюков С.Е. Любовь к трём авангардам (разрозненные заметки) // Арион. №3, 2000. С.66 – 67, а так же в магистерской диссертации Бернхарда Замеса «Теория и практика Академии Зауми» (Halle, Германия; на нем.яз.).

Планируется создание собственного сайта ОЗ (скорее всего)
rot&nos.OZ. newmail.ru.

Новость дня: 23-24 ноября 2002 г. “ОЗ” — в составе нервозного О. Ш., только что вернувшегося из армии О. Ф. и в отсутствие только 21-го в неё же отправленного Санича – записан (на кухне у О. Ф. – с. Столовое Тамбовской обл.) новый акустический миниальбом
“Зе Сонгс Оф Туз Энд Туч (Будем Пить Пока Хуй Не Отлетить)”.
А 3-4 марта 2003 — там же — новейший концептуальный альбом “Фестиваль патриотической песни (Тамбов, 20“03”)”.
12-13 мая 2003 — там же — записана песня “Хуй и кот – семена”, которая должна стать заглавной на давно замышляемом альбоме с одноимённым названием. Записана радиопостановка “Извини меня” по первым четырем главам незавершённой книги ОЗ о приключениях Репнины, её братца и На Крыльях.