Константин Кедров. Секвестром по истории
Новые известия. – 1998. – 5 февраля (№ 21). – с. 7.
Константин Кедров, «Новые Известия»
СЕКВЕСТРОМ ПО ИСТОРИИ
Чтобы не было мучительно стыдно
История – это ложь, о которой договорились историки. Это изречение старо, но для России оно все более актуально. Еще в XIX веке министр просвещения граф Уваров заложил прочное основание для бесконечных фальсификаций. «Запомните! Прошлое России – великолепно, настоящее – превосходно, будущее – превосходит все ожидания. Вот как надо писать историю».
Надо ли удивляться, что в наших учебниках Россия никогда ни на кого не нападает, а только отвоевывает «исконные территории». Исконно русскими назывались и Финляндия, и Польша, и Маньчжурия и весь Кавказ вкупе с Крымом. Наши агрессивные замыслы дошли до того, что мы и столицу Турции Стамбул объявили своей исконной территорией, развязали войну за Святую Софию и потеряли Севастополь.
За каждым таким притязанием десятки, сотни тысяч, а то и миллионы загубленных жизней.
Вот почему труд Фаины Гримберг «Рюриковичи», выпущенный издательством «Московский лицей», далек от академического спокойствия и сравнивается то с тротилом, то с бомбой замедленного действия. Гримберг решила развенчать лишь несколько устоявшихся политических мифов, которые кочуют из учебника в учебник, переползая из одной эпохи в другую.
Серьезные ученые давным-давно предполагали, что не было никаких трех братьев Рюриков, якобы призванных на княжение. Летописец просто неправильно перевел фразу из древнешведской хроники, которая звучала «сине хус трувор» и переводится «со своим двором» или «со своей дружиной». Легендарные братья Рюрики Трувор и Синеус – это лишь результат ошибочного перевода. Что же касается самого Рюрика, то и о нем, кроме этой загадочной фразы, ничего не известно. Никакого заметного следа в истории он не оставил и понадобился киевским князьям лишь для доказательства своей «древности» и «исконности». Сама же необходимость таких доказательств объясняется очень поздним возникновением киевско-новгородской государственности. По мнению Фаины Гримберг, подобным же образом евреи сочинили себе древнюю историю в Библии. Но возвели ее аж к сотворению мира и Адаму с Евой. Об Адаме есть масса мифов, о Рюрике даже этого не придумано. Желание быть «исконным» и «древним» часто появляется у народов, впервые появившихся на арене истории. Теория «Москва-третий Рим» в советскую эпоху переросла в утверждение, что Москва есть не что иное, как «столица мира».
Стыдно и больно сегодня смотреть на сквозь пропагандистский фильм Эйзенштейна, где все иностранцы выглядят злобными интриганами в темных очках, а Иван Грозный, сгубивший русских людей больше, чем за все татаро-монгольское нашествие, спаливший дотла один из лучших городов Европы Новгород, выглядит как устроитель и собиратель русских земель.
Большие сомнения в науке вызывает ничем не подтвержденная легенда о Ледовом побоище. О нем нет упоминания ни в каких немецких хрониках. Молчат и русские летописи. Множество археологических изысканий на месте предполагаемой битвы окончились ничем. Ни одного рыцарского доспеха, никаких останков, никакого оружия. Похоже, что легенда понадобилась для обоснования проордынской политики умного и жестокого князя. Невский руководствовался не идеологемами, а трезвым прагматизмом. Золотая Орда – сила, да еще какая. Регулярная армия – это совсем не то, что разрозненные феодальные дружины. Однако и антизападником Александр не был. Основные его битвы были вовсе не с ливонскими рыцарями, а с родными братьями – удельными князьями, время от времени восстававшими против Орды. Эти бунты он усмирял нещадно. Иначе не был бы главным собирателем дани, получившим в Орде золотой ярлык на княжение.
Споры о подлинности «Слова о полку Игореве» в советское время были запрещены решительным начальственным окриком. Талантливая книга А.А. Зимина, где доказывалось, что гениальное «Слово» написано в XVIII веке по образцу «Задонщины», так и не была напечатана. Только в 1992 году в «Вопросах истории» появились некоторые фрагменты. Зимин утверждал, что в «Слове» слишком много специфических оборотов и слов из лексики XVIII века. Мусин-Пушкин сумел убедить общество в подлинности текста, так и не предоставив подлинника. Забавно, что даже так называемые копии, списки сгорели в пожаре Москвы. Сгорели или их просто не было? XVIII и XIX века не такие времена, чтобы великие рукописи исчезали бесследно. Зимин считает, что «Слово» написал Иоиль Быковский, продавший Мусину-Пушкину «Хронограф», где «Слово» было умело вписано.
Литературоведы, тонко чувствующие стиль, давно заметили, что «Плач Ярославны» в «Слове» совсем не соответствует суровым законам литературы средневековья. Это сентиментально-жалостливый речитатив, умело стилизованный под народный, скорее близок к эстетике сентиментализма, господствовавшей в XVII веке. Скорей всего, это все же гениальная мистификация.
Жалко, что Фаина Гримберг лишь вскользь замечает, что бесславный конец династии Рюриковичей был одновременно порывом России к Европе. Лжедмитрий был встречен на ура, как человек из Польши, как возможный реформатор, но время для петровских преобразований еще не пришло. И все же так называемое «смутное время» было не просто смутой, как утверждали позднее Романовы. Россия, уставшая от диктатуры Рюриковичей, потянулась к свободе. Москвичи вовсе не под кнутом целовали крест польскому королю Сигизмунду. Курбский не был простым изменником, когда от диктатуры Грозного ушел вслед за многими славными боярами в Литву. Русские люди не были легковерными дурачками, когда с восторгом посадили на трон Григория Отрепьева. Они хотели перемен и реформ. К сожалению, ожидания были обмануты. Поляки повели себя не как носители европейской цивилизации и свободы, а как колонизаторы и разбойники. В результате вместо диктатуры Рюриковичей Россия получила трехсотлетнюю диктатуру Романовых и как органическое следствие ее – советскую власть.
Вот уже семь лет мы безуспешно пытаемся освободиться от опостылевших догм. Но семь лет свободы опять не впрок. На глазах выковывается новая великодержавно-рабская идеология. Силовые министры вместо того, чтобы воевать с бандитами, устраивают конгрессы, посвященные «возрождению духовности». Главный милиционер страны Куликов наконец-то нашел причину роста преступности. Оказывается, виной всему «постмодернистские концепции». Населению с утра до вечера твердят, что Россия должна «возродиться». Выражение «в наше смутное время» стало расхожим в устах дикторов и ведущих программ. Сегодняшнее пропагандистское клише звучит так: «Прошлое России – прекрасно, настоящее – ужасно, будущее превосходит все ожидания».
Однажды в советское время обозреватель Жуков зачитал такое письмо: «Я иной раз спрашиваю себя, какая страна самая великая? Какая власть самая справедливая? Какое правительство самое мудрое? И отвечаю. Наша страна самая великая. Советская власть самая справедливая. Наше правительство самое мудрое. Правильно ли я думаю?». «Правильно вы думаете, дорогой товарищ», – отвечал Жуков.
Сегодня такой восторженный идиотизм в отношении к настоящему прошел. А по отношению к прошлому остался.
Вовсе не обязательно все, что высказала Фаина Гримберг, окажется верным. Возможно, что загадка «Слова» со временем прояснится, или будет обнаружено место со следами ледового побоища, или где-нибудь выплывут сведения о реальном Рюрике.
Главное в том, что история не должна быть полигоном для разных идеологий.