Елена Кацюба. Дьявол всегда обманет — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Елена Кацюба. Дьявол всегда обманет

Новые известия. – 1998. – 5 марта (№ 41). – с. 7.

Елена Кацюба, специально для «Новых Известий»

ДЬЯВОЛ ВСЕГДА ОБМАНЕТ

Этот ангел смотрит именно на тебя. Его неподвижное, окаменевшее лицо с глазами, лишенными ресниц, вызывает «космический холод ледяного восторга». В нем нет ни божественного величия, ни человеческой теплоты – ничего такого, что связано для нас со словом «ангел». Он скорее робот, наспех собранный из лишних деталей, даже большой палец его правой руки, нелепо вывернутый, явно взят с левой.

Таким увидел пришельца потустороннего мира, вестника неведомой страны, австрийский писатель начала века Густав Мейринк (в современных изданиях фамилия автора чаще звучит как Майринк). 64 года его жизни делятся ровно пополам, как шахматная доска: 32 клетки в прошлом веке, 32 – в настоящем. Первую половину жизни он посвятил миру денег – банковскому делу, вторую – литературе.

Работая в венском юмористическом журнале «Симплициссимус», он остроумно пародировал тогдашнюю масскультуру – спиритизм и оккультизм. Его герои – безумные астрологи-шарлатаны, профессора, помешанные на магии, и мистически настроенные дамы – «пасторские самки», готовые в упоении слушать и повторять любую чушь, которую проповедует «учитель». Их пошлая болтовня, как бесконечное вязание, опутывает даже кольца вокруг Сатурна.

Затем начали выходить его романы, которые сразу становились классикой. Не случайно в советское время Густав Мейринк был полностью запрещен. Он оказался самым большим провидцем, когда сказал в романе «Вальпургиева ночь»: дьявол всегда обманет. Именно об этом говорили писатели-мистики предыдущих веков. Дьявол с виду услужлив, исполнителен, он льстит вам и восхищается вами. Но на самом деле этот беспринципный, лицемерный тиран и жестокий диктатор хочет, чтобы жертвы его еще и любили. В классическом романе Жака Казота «Влюбленный дьявол» Вельзевул обольщает юношу, прикидываясь очаровательной девушкой. И только потом признается, кто он есть на самом деле: вот такой я прелестный, совсем не страшный. И просит сказать всего лишь одну фразу: я люблю вас, милый Вельзевул. Но едва слова произнесены, дьявол тут же превращается в чудовище.

Последний роман Мейринка «Ангел Западного окна» вышел на пороге фашизма и сталинизма в 1927 году.

Средневековый ученый ищет Философский камень – тайну вечной жизни, бесконечного бытия. Вызванный заклинаниями Ангел Западного окна требует полного подчинения и обещает исполнить желание… послезавтра. Но жизнь идет, а послезавтра все не приходит. Только перед смертью ученый понимает, что имел дело с дьяволом. В договор вкралась маленькая неточность. Оказывается, вечность и бесконечность – совсем не одно и то же. Вечна любовь, а бесконечна ненависть. Вот она, дьявольская шутка: вместо Камня – камень в почке и мучительное умирание.

ДЬЯВОЛ ПОД КРАСНЫМ ЗНАМЕНЕМ

Густав Мейринк был последователем мистической школы, объединявшей в себе все европейские и восточные учения, в которых путем слияния с женским началом вселенной человек должен превратиться в вечное светоносное существо, сохранив при этом свое Я. Он понял уже тогда, какую опасность несет Европе увлечение культами, основанными на слепом подчинении. Поэтому все происходящее в России он воспринял как заговор темных сил. Для тысяч людей, фанатически строящих светлое Завтра, главным было отдать жизнь — принести себя в жертву.

Романы Мейринка завершают эпоху высокой мистики в литературе. Сейчас становится особенно популярным «Ангел Западного окна». Сила его в том, что происходящее в романе ощущается просто физически. Даже мистическое время воспринимается как реальный поток, как Гольфстрим в океане. Очень жаль, если роман станет культовым, то есть превратится в очередное руководство по контактам с потусторонним миром, а глубокая литература и философия уйдут за скобки.

Книга современного сербского писателя Милорада Павича (Панича) «Хазарский словарь» не только мистика, но и мистификация. Этим отчасти объясняется ее феерический успех. Она существует в двух вариантах – мужском и женском. Прочитавший одну версию непременно хочет найти другую — таковы правила игры.

Павич утверждает, что обмануть дьявола невозможно, так как логика у него нечеловеческая, а коварство превышает людское разумение. Дьявол лжет даже в своем самом интимном и сокровенном. Казалось бы, что может быть хуже ада? Оказывается, может. Христианин, по утверждению писателя, попадает не в христианское пекло, о котором у него есть какие-то представления, а в мусульманское или иудейское, мусульманин — в христианское и т.д. Незнакомый ад — это ад вдвойне.

Во все времена люди пытались обмануть дьявола. Когда в него верили, это делалось тайно. В XX столетии верить перестали, но обманывать пытаются открыто. Наш век — сплошной сеанс черной магии с последующим разоблачением. Степа Лиходеев утверждал, что вся соль именно в разоблачении. Но оказалось, что разоблачение – такое же надувательство, как и сам сеанс.

Вот узнали, что Гитлер напал на нас именно во время летнего солнцестояния из мистических соображений, потому что день начинает убывать, а силы тьмы возрастают. В книге Повеля и Бержье «Утро магов» с таким энтузиазмом рассказывается о мистических тусовках фюрера с тибетскими магами, словно это меняет суть дела. Впрочем, настоящий мистик и великий писатель Андрей Белый предсказал эти беснования еще в романе «Москва». Увидел внутренним зрением, что сидит какой-то тибетский не то лама, не то жрец в Германии и плетет мистические сети для новой войны.

МОСКВА – АСТРАЛЬНАЯ ПУПОВИНА МИРА

Жрецы жрецами, а идеология фашизма как мешанина из мистики и расизма сформировалась действительно в России. Гурджиев, Блаватская, Розенберг – все они писали о великой арийской расе, обладающей особым космическим знанием.

Согласно БСЭ мистика – «религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом…». Единение, взятое в кавычки, определяет отношение к мистике в советское время. «Народ и партия едины» – таков был общий ответ абсолюту.

Запрет на мистическую литературу был полностью снят только к 1991 году. Но оживление и радость по этому поводу вскоре сменились недоумением и разочарованием. Вместе с трудами Павла Флоренского, Сведенборга, Беме на нас обрушились книги с явным профашистским душком, написанные якобы «способом ясновидения и яснослышания». Как правило, их претенциозные разглагольствования о Шамбале, ауре и других измерениях оснащены идеологической арматурой на тему «Россия – родина мистических слонов» или «Москва – астральная пуповина мира». Слово «арии» повторяется так же часто, как раньше «пролетарии», а социализм повсюду заменен шамбализмом. Шамбала – невидимый духовный центр мира, откуда «посвященные» правят всеми. Авторы книжонок такого рода недвусмысленно намекают, что они и есть те невидимые жрецы, владеющие тайной «всеобщего кодирования». Для начала предлагают заняться групповой медитацией, то есть заменить самогипнозом человеческое общение – беседу, спор, размышление.

Мистической литературой нынче называют все, что угодно: книги о вампирах, ведьмах, загробной жизни и даже фантастику. В бурном потоке, затопившем книжные прилавки, – пособия по белой и черной магии, снятию порчи, изгнанию и вызыванию дьявола. Под эту категорию попали даже инквизиторы Шпрингер и Инсисторис с «Молотом ведьм». Конечно, все эти книги надо было издать, раз они оказывают влияние на людей. Однако неподготовленный советский читатель понял эти вещи очень уж буквально, по-дикарски. «Молотом ведьм» многие стали пользоваться как руководством по распознаванию нечистой силы среди приятелей и соседей.

При этом все намертво забыли, что мистика – это прежде всего исследование собственной души, а магия, белая или черная, – воздействие на другого человека и часто без его на то согласия.

Другие авторы спешат сообщить, что главное, оказывается,- разоблачать добро. «Расколоть» его, разобрать и посмотреть, что внутри. Ведь если приглядеться, то искусство загрязнено сатанинским влиянием на 60-70%, а кино и видео на 90%. А.Громоковский в книжке «За гранью видимого» объясняет: всему виной… монтаж. Разрезают, дескать, режиссеры реальность на куски, а потом перемешивают, как им вздумается. А это «прямое отражение тех операций, которые проделывал с миром Сатана». Поэтому кто смотрит эротические фильмы, тот прелюбодействует. Естественно, возникает желание продолжить: кто смотрит детектив, тот грабит и убивает. Но, с другой стороны, самый нравственный фильм, по мнению автора, «Калина красная», хотя там и грабят, и убивают. Не повезло Андрею Тарковскому. У него, по словам автора, 60% снизу, то есть от дьявола. Вот и поговорили.

Много в книге ценных советов по жизни. Волосы у женщин должны быть до пояса, чтобы улавливать космические излучения, а у мужчин для этого дела – борода. Мыть волосы надо из бака, над которым следует прочитать молитвы, особенно если начинаешь лысеть: 10 раз «Отче наш», 3 – «Богородицу», 3 – Иисусову молитву. А на теле лучше волос вообще не иметь — они способствуют «вампирическим включениям». Длинные ногти – большой грех: «это внизу все хвалятся когтями». Кушать следует из золотой и серебряной посуды, стекла и хрусталя, а фарфор тоже от Сатаны. Одним словом, знание – сила.

«Мистическое» в переводе на русский язык означает «тайное», то есть интимное, скрытое от внешнего мира. Но какая же тут тайна, если ученики и последователи вербуются в средствах массовой информации, а труды учителя втюхиваются прохожим прямо на улице. Выходит, если вы купили брошюрку, в которой с помощью медитации и правильного питания вам обещают полное счастье и слияние с Ботом, а после вы очнулись (если очнулись) без денег, квартиры и вообще неизвестно где – это уже мистика?

Так можно и Асахару в мистики записать, хотя тайными там были только фабрики по производству газа. Вот вам и еще один сеанс черной магии. Только с разоблачением дело обстоит неважно: никак спецслужбы между собой не договорятся.

ВОЛАНД, ПРИХОДИ!

Но в России, к счастью, так сложилось, что самые глубокие истины открывались прежде всего через художественную литературу. Мистика же была связующим звеном между философией и искусством. Поэтому Борхес, Мейринк, Герман Гессе для нас не только писатели, но и учителя жизни. Убеждает не мистическая практика, а талант. Роман «Игра в бисер», написанный в фашистской Германии во время второй мировой войны и напечатанный у нас в 70-х, сразу стал своим. Выражение «игра в бисер» сделалось символом внутренней независимости, свободы творчества от всякой идеологии.

Двадцать лет назад читатель уверовал в евангелие от Булгакова — роман «Мастер и Маргарита». Но культовым он стал для следующего поколения. Во дворе дома, где находилась «проклятая» квартира, стала собираться молодежь, а стены подъезда покрылись рисунками и надписями типа «Воланд, приходи!».

Так книга сделалась своеобразным ритуальным текстом. Сторонники и последователи начали его присваивать и толковать в своих интересах.

Мистик Даниил Андреев в книге «Роза мира» тоже построил иную Вселенную. Заново дал название понятиям добра и зла, времени и вечности, смерти и жизни — особых внутренних состояний. Это и философия, и литература — суперсовременный роман.

Поэтому так дико слышать от вроде бы интеллигентного человека рассуждения: «Мой шельп застрял в 237 слое, и теперь вряд ли удастся просветлиться до затомисов, ведь эфирное тело мне не положено».

Иногда кажется, что люди просто разучились читать художественную литературу Все, что скажет писатель, они воспринимают, как дети, буквально.

В мистических ритуалах использование наркотических средств и их состав были тайной. В культах это не скрывается, а рецепты доступны для любого желающего. Карлос Кастанеда предлагает при помощи священного мухомора совершить путешествие в потусторонний мир вместе с индейцем Доном Хуаном. Для начала попробуйте во сне увидеть свои руки и хорошенько их разглядеть, а потом сможете управлять снами. И ведь начинают. Но это уже из области медицины.

МЕДИТАЦИЯ – ЭТО ИГРА ДЛЯ УСТАВШИХ ДУМАТЬ

Медитация – это игра для взрослых, уставших от раздумий, с чего начать и что делать. Юное поколение выбирает Джона Толкина (Толкиена). Его «Властелин Колец» с головой окунает читателя в стихию фольклора Британских островов и собственных фантазий писателя. Толкинисты сражаются на деревянных мечах по выходным в Царицынском парке. В отличие от многих других, собирающихся в стаи, они умеют читать.

Английский проповедник XVII века Джон Беньян создал город под названием Душа. У города были добрый царь, справедливые законы, неприступные стены и пять ворот: Слух, Зрение, Уста, Обоняние и Ощущение. Единственное, что нашему читателю было известно о Беньяне (или Буньяне), – это выражение «ярмарка тщеславия», так он назвал жизнь, лишенную высоких стремлений.

Сюжет книги «Духовная война» достаточно банален: все тот же дьявол, покупающий душу, то есть история человечества от грехопадения до Страшного Суда. Но если Гёте в истории Фауста стремился к реалистическому правдоподобию, то у Буньяна все происходит только в душе человека. Душа – это действительно целый город, но ведь и любой город – тоже душа. Сегодняшнему читателю в эпоху рыночных отношений наверняка понравятся страницы, где побежденный дьявол начинает торговаться с Богом, обещает на него работать и даже платить проценты с прибыли. Это намного понятней, чем абстрактные философские беседы Фауста с Мефистофелем. Впрочем, если обычно Бот хороший, а дьявол плохой, то у Буньяна они борются за Душу, как два диктатора, – что-то вроде мистической битвы белых и красных.

Как в любой порядочной душе, в городе есть всякие жители: Вера и Неверие, Безбожие и Страх Божий. Атеизм автор выделяет особо. Атеист – это тот, кто в Бога не верит, но в случае необходимости, если обстоятельства так сложатся, готов его прославлять. Летописца по имени Совесть враги объявляют сумасшедшим, а почетный горожанин Свободная Воля постоянно колеблется. И всегда в Душе есть кто-то, кто пытается договориться с дьяволом. Поэтому дьяволу снова удается обмануть доверчивую Душу, и сатанинские полководцы идут в решающее сражение под красными знаменами. Словом, совершенно современный роман.

Мистика – неотъемлемая часть жизни. Без нее невозможно понять ни двадцатое столетие, ни предшествующие века. Но игра в сатанизм остается по-прежнему опасной для человека. Стоит вступить в игру с Воландом, стоит ему поверить – и вы уже проиграли. Дьявол непременно обманет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.