А. Шепелев. Шизоанализ «за стеклом» — Студия «АЗ» / Академия Зауми

А. Шепелев. Шизоанализ «за стеклом»

Город на Цне. – 2002. – 9 января (№ 2). – с. 13.

Книгочеям

ШИЗОАНАЛИЗ «ЗА СТЕКЛОМ»

Творчество Владимира Сорокина исследователи относят к постмодернизму, а его метод называют «шизоанализом». Сам Сорокин, как и подобает нормальному писателю, только иронизирует над подобными схемами, а слово «филологи» произносит с оттенком пренебрежительности (сие имело место 6 ноября прошлого года в программе Д. Диброва «Ночная смена»; кстати, 18 ноября мы также могли наблюдать «живого классика» в гостях у живущих «За стеклом»). Для широкой публики, которой наиболее из всех современных писателей известен Пелевин, можно сказать о Сорокине так: «учитель» или «предшественник» Пелевина (последнему 39 лет, а Сорокину 46). Довольно много общего у них и в методах: Пелевин как бы более мягкий вариант Сорокина. И, конечно, известность и тиражи книг — здесь оба эти автора почти как братья-близнецы.

В издательстве «Ad Marginem» вышел так называемый подарочный вариант (т. е. в твердой красочной обложке) книги «Сердца четырех». В нее вошли: одноименный роман, написанный и опубликованный в 1994 году, поэма в прозе «Месяц в Дахау», пьесы «Dostoevsky-trip», «Пельмени», «Hochzeitsreise». Читается Сорокин удивительно легко и быстро (его письмо называют «объектированным», «безличным»), но есть противопоказание: цель автора — вызвать у читателя физическое отвращение. В своих ранних работах Сорокин использовал так называемый социалистический реализм как отправную точку: кондовый стиль производственной прозы, деревенской прозы, военной прозы и т. п. мастерски имитируется автором, а затем незаметно (или наоборот, резко) подвергается деконструкции — то есть начинается абсурд, сюр, жестокость, патология, некрореализм. Во многих вещах Пелевина (особенно ранних рассказах) просматривается аналогичная логика, однако Сорокин, по общему мнению критиков и читателей, самый мрачный и отвратительный, причем и в России, и на Западе.

«Сердца четырех» — мистический супербоевик, современная версия «Тимура и его команды» или тех же «Сердец…», только трех. Сюжет развивается стремительно, со все более неожиданными поворотами, все новые и новые тайны возникают на каждой последующей странице. Кульминация — массовка, беспрецедентная по своей кровавости и бессмысленности «битва» — перестрелка, с коей по количеству выпущенных в секунду пуль может сравниться, я думаю, только знаменитая сцена из культового современного боевика «Доберман». А концовка простая, логическая — еще одна загадочка и никакого объяснения предыдущих. В этом мире все непонятно и страшно, дело писателя — писать, а не объяснять.

«Достоевски-трип» — вещь веселая. Группа наркоманов, откушав наркотик, названный в честь великого русского писателя, попадает в пространство романа Федора Михайловича «Идиот»… «Месяц в Дахау» (кстати, пьесы и поэмы писателя читаются так же легко и свободно, как романы и рассказы) — русский писатель (это словосочетание — архетип, клеймо!) в застенках гестапо, изощренные пытки, магическое притяжение эстетики Третьего Рейха. «Пельмени» — пьеса чисто русская, в духе обэриутов, про пельмени, водочку и широкую нашу натуру. «Hochzeitsreise» — синтез, столкновение ментальностей и культур — конечно, русской и немецкой. Сын оберфюрера СС и дочка следователя НКВД, любовь, русская водка и соленый огурец, но они не будут счастливы, потому что… потому что пишет об этом Владимир Сорокин, автор, который не знает эмоций, сочувствия, идей, автор, наблюдающий мир «за стеклом».

А. ШЕПЕЛЕВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.