А. Шепелев. Москва аплодировала Тамбову
Город на Цне. – 2002. – 23 января (№ 4). – с. 5.
Прошедший год для некоторых наших литераторов был весьма удачным. И дело не только в том, что они издавались, — этим сейчас мало кого удивишь. Дело в том, что их замечали и отмечали. Не только в Тамбове, но и в капризной столице.
МОСКВА АПЛОДИРОВАЛА ТАМБОВУ
ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПОЭТОВ ГЛАЗАМИ УЧАСТНИКА
Первый фестиваль прошел в столице в 1999 году в рамках юбилея Пушкина, собрав несколько десятков авторов со всего мира и из разных концов России. Второй фестиваль, соответственно, продолжение данных традиций, проходил осенью 2001 года и состоял из трех программ: «Русский и французский: диалог языков, диалог поэтов», «Классики XXI века» и «Звезды российской провинции». Мне довелось участвовать в двух последних номинациях и представлять наш город, его молодую поэзию.
Открытие фестиваля состоялось в центре Мейерхольда. Не совсем удачное. У входа толпились коллеги-литераторы, показывали через стекло дверей удостоверения и пригласительные билеты, но жестокие секьюрити наотрез отказывались кого-либо впускать. На улице было темно и холодно, некоторые пытались штурмовать, другие в озлоблении уходили домой (вот она, типичная русская организация!). Мы принялись названивать по сотовому организаторам, находящимся внутри, откуда-то появились телекамеры и кто-то предложил устроить альтернативную поэтическую тусовку… Внутрь мы все-таки попали (хотя, как говорится, с боями и потерями). Шикарный зал был забит литераторами и репортерами, выступали представители всех программ фестиваля, в президиуме сидели корифеи — Андрей Вознесенский, Евгений Рейн, Александр Кушнер, Евгений Бунимович (президент фестиваля). В ходе вечера была вручена премия «Москва-транзит», учрежденная Московской городской думой, комитетом по культуре правительства Москвы и фондом творческих проектов — статуэтка работы французского скульптора Б. Лежена и 2400-долларов. Без всяческих номинаций и апелляций премию получила знакомая тамбовчанам (ее стихи печатались в «Городе на Цне») Светлана Кекова — «за многолетнюю плодотворную работу в литературе, значительные художественные открытия в масштабе русской поэзии в целом».
Через день в клубе «Проект О.Г.И.» прошла презентация антологии «Нестоличная литература». «Проект О.Г.И.» — очень популярное у столичной богемы местечко, клуб, где проходят поэтические вечера и выступления некоммерческих рок-групп, дешевый, но приличный ресторан, круглосуточный (!) книжный магазин и, кроме того, издательство «О.Г.И.», выпускающее в основном поэтические сборники. Зал был набит битком, публика активно угощалась (но в отличие от фуршетов — за свой счет). В первый день здесь выступили «классики XXI века» (т. е. авторы до 35 лет) из обеих столиц, на другой — эстафету переняли молодые поэты из провинции — презентация антологии «Нестоличная литература».
Несколько слов о самой антологии. Удалась она на славу — не какая-нибудь брошюрка, а фолиант в 600 страниц, формата 60 х 90 (вес 2 кг, цена 400 руб.), 162 автора из 49 городов России. В основном здесь представлены стихи, но есть и короткая проза (от вашего покорного слуги сюда включен рассказ «Новая сестра»; см. ГнЦ» от 24-30.01.2001). Из Тамбова еще 2 автора — поэты Г. Минаев и М. Гавин.
Так как смогли приехать далеко не все авторы (было лишь около 20 из 162), то Тамбов оказался предпоследним по алфавиту. Я поднялся на сцену, к микрофону (это важная деталь) и прочел три своих поэтических текста. Зал, к удивлению моему, реагировал очень бурно-одобрительно. Потом причину сего мне объяснили организаторы: манера чтения, выразительная подача поэтического текста, акцент на удовольствие от звука — все это традиции, почти забытые в столице. Меня пригласили выступить с двумя другими авторами в рамках одного вечера, посвященного именно фонетической стороне поэзии.
Вечер состоялся на квартире Генриха Сапгира (1928-1999, известный поэт так называемой лианозовской школы, в СССР был популярен как детский поэт). Вместе со мной выступали Виктор Иванов из Новосибирска и юная Дина Гатина из Энгельса. Выступление длилось часа три — по часу на автора! В завершение — поэтический эксперимент: авторы читают произведения друг друга. Публика была довольна, организаторы приглашали на следующий фестиваль, а в память об этом подарили по бутылке фирменной водки фестиваля под названием «Стихотворная».
А. ШЕПЕЛЕВ