А. Шепелев. Кастанеда в кармане
Город на Цне. – 2002. – 13 февраля (№ 7). – с. 13.
Книгочеям
КАСТАНЕДА В КАРМАНЕ
«Покет-бук» — так называют книги карманного формата в мягкой обложке, отечатанные на газетной бумаге, дешевые, но зато настоящие бестселлеры, в том числе и интеллектуальные. Питерское издательство «Азбука» прославилось карманной серией «Азбука-классика», награжденной в 1998 году знаком общественного признания.
В 2001 году интерес к творчеству Карлоса Кастанеды, давно и заслуженно признанному классиком, не ослабел — и у читателей, и у издателей. Первая книга так называемого «спиритуального цикла» «Учение дона Хуана: путь познания индейцев племени яки» появилась в США в 1968 г. Успех ее оказался фантастическим: за короткий срок было продано 300 тысяч экземпляров. Успех вдохновил автора — в течение следующих без малого тридцати лет вышло еще с десяток книг «спиритуального сериала», переведенных на 17 языков. Со временем «мир Кастанеды» перерос его создателя — в него вовлекались все новые и новые персонажи, поклонники, последователи, не всегда знакомые «автору № 1», а то и откровенно враждебные ему.
Повествование от первого лица, установка на правдоподобность описываемых событий, мистификационное строительство собственной биографии — все это признаки его культа, давшего старт новой культурной формации XX века — «нью эйджу». Доктор антропологии Карлос Кастанеда вел жизнь затворника, не общался с прессой, запрещал себя фотографировать и записывать свой голос на пленку. Понятно, что в этом случае изложенное в его сочинениях становится не столько художественным приемом, сколько дневником, документальным описанием собственного необычного опыта. Приехав к дону Хуану с целью набраться познаний о галлюциногенных растениях, а также провести антропологические исследования, он сам становится их объектом. Перед нами «антропоэтический триллер» — повествование о духовном пути человека, жаждущего обрести свободу и подлинные знания на «пути воина», «пути с сердцем». В своем бесконечном странствовании воин должен использовать мощь сверхъестественных существ, которых индейцы называют гуахо — союзники. Эти силы подобны диким зверям в аттракционе дрессировщика: малейшая невнимательность, оплошность — и дикость вырывается наружу, звери могут растерзать своего хозяина. Приручение требует предельной собранности и огромного мужества. Наградой воину будет сила, которой наделен союзник. Учитель (дон Хуан) говорит, что «гуахо нужен, чтобы укреплять жизнь человека, направлять его действия и углублять знания». Здесь действуют вполне прагматичные, расчетливые отношения, построенные на принуждении и страхе и предостерегающие воина от того, чтобы дать осечку, ибо за нее он может заплатить собственной жизнью — недаром в конце 1-й книги Кастанеда решает бросить эти занятия…
Даже если такого вступления на «путь с сердцем» и не было на самом деле, в трудах Кастанеды утверждается ценность глубинного преображения собственной жизни. Другое дело, что на Западе сие воспринимается превратно — как приобщение к наркотическим веществам…
А. ШЕПЕЛЕВ