А. Шепелев. Музыка и парфюмерия — Студия «АЗ» / Академия Зауми

А. Шепелев. Музыка и парфюмерия

Город на Цне. – 2002. – 15 мая (№ 20). – с. 13.

МУЗЫКА И ПАРФЮМЕРИЯ

Пожалуй, самый известный и самый почитаемый современный немецкий писатель — Патрик Зюскинд (р. 1949) представлен в издательстве «Азбука»: в серии покет-буков его первое произведение, одноактная пьеса «Контрабас», а в серии «Азбука-2000» — роман «Парфюмер».

«Контрабас» трудно назвать пьесой, потому что это монолог одного лица — музыканта-контрабасиста. Он рассказывает о себе, о своей жизни, о работе, то есть о музыке, музыкантах, оркестре. Но это не скучно. В юности Зюскинд сам занимался музыкой (хотя играл он не на контрабасе, а на фортепиано), поэтому его произведение — как бы взгляд изнутри. Оказывается, все далеко не так просто, как кажется. Например, чтобы играть на контрабасе, нужна незаурядная физическая сила, и больше половины партитур Вагнера на контрабасе просто нельзя сыграть физически. Более того, существует жесткая иерархия инструментов в оркестре, и контрабасист с меланхоличной горечью утверждает, что он-то и стоит на ее самой низшей ступени: «За нами следуют разве что литавры, всегда в единственном числе, и исполнитель сидит на возвышении, поэтому на него смотрят человек 1100-1500, а на меня никто за весь сезон и не посмотрит». Но это еще что! Кошмар в личной жизни: «Ибо вот уже два года я не имел дела с женщиной, и виноват в этом он! (контрабас. — А. Ш.) Последний раз это было в семьдесят восьмом, тогда я запер его в ванной, но это не помогло, дух его витал над нами, словно задающая паузы фермата». Герой решает разорвать этот порочный круг. Как? — прочтите шедевр Зюскинда.

«Парфюмер» (1985) имеет подзаголовок «История одного убийцы». Книга начинается так: «В XVIII веке во Франции жил человек, принадлежащий к самым гениальным и самым отвратительным фигурам этой эпохи, столь богатой гениальными и отвратительными фигурами. Его историю я и хочу здесь рассказать». Уже в этом фрагменте видна эстетическая программа автора — следование традиции, «консерватизм». Фактически Зюскинд пишет так, как будто бы он никогда не читал Кафку и Пруста и ничего не слышал о Джойсе. Его образцы — это романисты XIX века, прежде всего Бальзак и Виктор Гюго. Тем не менее «Парфюмер» стал одним из самых популярных немецкоязычных романов прошлого столетия: десять лет он уже держится в списке бестселлеров журнала «Шпигель» и переведен на 33 языка.

Жан-Батист Гренуй, французский парфюмер, с трудом пришел в этот мир и рос в нужде. Он называет себя «клещом на дереве», который «специально делает себя маленьким и неприметным, чтобы никто не заметил и не растоптал его». Гренуй, маленький и безобразный, отданный кормилице, не имел никаких шансов в общественной иерархии, в вонючем Париже XVIII века. Да к тому же он… ничем не пах. Это предыстория, а далее начинается «история одного убийцы», маньяка-парфюмера…

Патрик Зюскинд выводит на авансцену аутсайдеров, людей психически неуравновешенных и не похожих на других. Что ж, как сказал один философ, внутренний мир приравнен современной психиатрией к форме помешательства… И еще хочется добавить: Патрик Зюскинд — эстет, «он дарит нам аромат литературы»!

А. ШЕПЕЛЕВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.