А. Шепелев. Фестиваль свободного стиха, или тамбовская диаспора в Москве — Студия «АЗ» / Академия Зауми

А. Шепелев. Фестиваль свободного стиха, или тамбовская диаспора в Москве

Город на Цне. – 2002. – 29 мая (№ 22).

ФЕСТИВАЛЬ СВОБОДНОГО СТИХА, ИЛИ ТАМБОВСКАЯ ДИАСПОРА В МОСКВЕ

Верлибр, или в переводе с французского, свободный стих — поэтический текст без рифмы и ритма, то есть почти проза. Но согласно современному стиховедению, принципиальное отличие стихотворения, поэтического текста от прозаического заключается в том, что первый пишется в столбик (строфами), а второй — сплошняком.

В начале мая проходил IX Московский фестиваль свободного стиха, в котором участвовали два автора из Тамбова. Когда организаторы фестиваля (известный теоретик литературы, профессор РГГУ Ю. Орлицкий и редактор журнала «Вавилон», лауреат независимой премии «Дебют» Данила Давыдов) пригласили меня выступить, я вспомнил о недавно пришедшем в студию «A3» Алексее Долгове, который как раз пишет верлибры. Таким образом, образовалась «тамбовская диаспора» (как нас там в шутку, называли). Долгов читал новые стихи из цикла «Кино, Родина, театр» (помните над¬пись на кинотеатре «Родина») — это взрывная смесь тонкого юмора и сарказма, штампов «высокой поэзии» и фармацевтических рецептов, столкновение ординарных коллизий жизни с метафизикой смерти («ехал с другом в автобусе, он умер внезапно, а мне выходить…»). Медитативно-брутальная лирика вашего покорного слуги в довольно ровном московском контексте смотрелась как эпатаж (в интернетовских обзорах они именуют меня «почвенным панком»!).

Однако от авторов вернемся к самому мероприятию. По традиции фестиваль проводился в музее Вадима Сидура — художника, прославившегося не только своей скульптурой и графикой, но и незаурядными литературными произведениями, в том числе и написанными в форме свободного стиха. Подзаголовок фестиваля «Памятник современному состоянию» дан по названию главной прозаической книги В. Сидура, вышедшей в этом году в издательстве «Вагриус».

Фестиваль задуман как своеобразное подведение итогов развития русского верлибра в XX веке. Такое подведение итогов подразумевает среди всего прочего максимальную широту взгляда на современный стих. Именно поэтому среди участников девятого фестиваля не только известные московские поэты разных поколений, но и дебютанты, и гости из других городов и стран ближнего зарубежья. Теоретическому исследованию верлибра была посвящена научная конференция, проходившая в первый день фестиваля. Материалы конференции, а также стихи участников фестиваля изданы небольшим тиражом в виде брошюр с эмблемой фестиваля работы В. Сидура на обложке. Предлагаем вашему вниманию несколько текстов из этого сборника.

А. ШЕПЕЛЕВ

Стела Миротская (Москва)
***
Не умирай, мой любимый,
я плакать не буду.
Не умирай, мой любимый,
плакать не буду, сразу умру.
Я не успею слезу донести
до глаз обнаженных.
Сразу умру,
не успею поверить, что умер.
Не умирай, мой любимый,
другие заплачут, не я.

Алексей Шепелев (Тамбов)
***
Инга, сделай мне ингаляцию
альвеолами алыми меня поцелуй
чтоб в красной комнате
и шепоты и крики
(Как Ингмар Стриндберг)
Но всё пока…

Дмитрий Лазуткин (Киев)
***
Некоторые слова
интереснее чем стихи
например –
одуванчик.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.