Константин Кедров. Евангелие от марихуаны и мухомора
Новые известия. – 1998. – 25 июня (№ 115). – с. 7.
Константин Кедров, «Новые Известия»
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРИХУАНЫ И МУХОМОРА
Памяти Карлоса Кастанеды
Его главная книга «Дар Орла» свела с ума несколько поколений. В Советском Союзе Карлос Кастанеда входил в «черный список» запрещенных писателей. Эго обстоятельство способствовало его неслыханной популярности в кругах самиздата.
Я читал его в начале 80-х с лиловой рукописи, напечатанной под копирку.
Книги Кастанеды написаны от лица некоего адепта, посвященного в тайны индейского ордена, скрытого в глухих джунглях. Сам Кастанеда прошел свою мистическую выучку в одном из индейских племен.
Его книги стали Евангелием от марихуаны и мухомора. Вместо апостолов Петра и Павла здесь Дон Хуан и Дон Хенаро. Из всей многотомной мистической эпопеи Кастанеды больше всего запомнился обряд посвящения. Дон Хуан и Дон Хенаро ведут адепта к краю пропасти и одновременно шепчут ему справа и слева совершенно противоположные приказы. Один приказывает прыгать в пропасть, другой отговаривает. Хитрость в том, что надо выполнить оба приказа одновременно. И прыгать и не прыгать. А это значило полететь. И Кастанеда взлетел.
То, что после полета посвященный пробуждается в какой-то липкой луже на складе среди мешков, принципиального значения не имеет. Таковы они, мистические полеты во сне и наяву.
Наш русский мухомор ничем не отличается от латиноамериканского священного гриба пийотля.
Мухомору мы обязаны многими чудесами русской волшебной сказки. Из него в древней Индии варили священный напиток Сому. Кастанеда сварил из латиноамериканского мухомора психоделическую литературу нового времени. Его главное достижение и открытие – человек, одновременно присутствующий в диаметрально противоположных расслоенных мирах.
Человек психоделический навсегда отрекается от слова «реальность». Он не должен отличать сон и галлюцинацию от того, что происходит с ним в обыденной жизни.
Почти одновременно с Кастанедой атаку на реальность начал пророк ЛСД психолог Тимоти Лири. Однако Кастанеда был крайне далек от стремления собирать вокруг себя учеников и адептов. Он скончался в полном уединении, и никто ничего не знает о последних годах и днях одного из самых знаменитых писателей 80-х годов.
Психоделическая революция началась в США и Европе еще в 60-х годах. Миллионы людей ушли из нашей реальности в свою неуловимую виртуальность. Популярность Кастанеды в мире идет на спад. Вместо вытяжки из мухомора новому поколению дан компьютер. В нем возможностей намного больше, чем у допотопных дон хуанов и дон хенаро.
В России популярность Кастанеды из-за недоступности и дороговизны компьютеров не понесла никакого ущерба. Он давно покинул люльку запретного самиздата и довольно широко издается, продается и даже читается. Его успешно открывают для себя нынешние «девяностники», как когда-то открывали «восьмидесятники».
После смерти от СПИДа Тимоти Лири смерть Кастанеды – вторая жирная точка на еще одном неудавшемся эксперименте над человеком.
После опытов фашистов и коммунистов по выведению сверхлюдей и людишек будущего нахлынул психоделический вал виртуального сознания. Однако вряд ли человечество повернет вспять и полностью отрешится от здравого смысла. Последователи Тимоти Лири плавно вымерли вместе или вслед за своим учителем.
А от Кастанеды останется просто хорошая литература. Многие критики подозревают и правильно делают, что Кастанеда просто разыграл своих читателей. На самом деле он никогда не был в диких дебрях и не испытывал ни малейшего интереса к пийотлю и марихуане. Просто он перекинул мост от испаноязычной индейской культуры Латинской Америки к англоязычной литературе США. В его романах доселе немая культура индейцев майя обрела язык и литературу.
Он стал культовым писателем, почти пророком для многих россиян, американцев и европейцев. Смысл его творчества не столько в отказе от разума, сколько в мягкой иронии над двумя крайностями: рационализмом и добровольным безумием. Дон Хуан и Дон Хенаро – два полюса сознания, ищущего прибежища то в познании, то в забвении. Кастанеда предложил человечеству свою игру, в которую играли, играют и, вероятно, будут еще играть несколько поколений.