Данила Давыдов. Борьба с энтропией — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Данила Давыдов. Борьба с энтропией

Книжное обозрение. – 2009. – № 1-2. – с. 9.

БОРЬБА С ЭНТРОПИЕЙ

Бонч-Осмоловская Т. Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней.
Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2009. – 560 с.

Живущая между Австралией и Россией Татьяна Бонч-Осмоловская – поэт, прозаик, переводчик, филолог, перформер… Она известна как теоретик, пропагандист и практик экспериментального искусства (за что, кстати, удостоилась в минувшем году Отметины имени отца русского футуризма Давида Бурлюка, вручаемой Международной Академией Зауми). Основной круг ее научных интересов – т.н. «литература формальных ограничений», весьма разнообразный мир игровых или просто структурно сверхсложных типов текстопорождения.

Книга Бонч-Осмоловской – своего рода энциклопедия подобных форм, включающая как теоретические материалы, так и многочисленные произведения самых различных авторов. Это – первая столь масштабная попытка демонстрации литературы формальных ограничений в ее многообразии, причем, полагаю, не только в рамках отечественной науки. Конечно, было несколько опытов антологий палиндромов или понимаемой несколько шире комбинаторики, однако здесь перед нами куда более основательный проект.

Исследовательница не без оснований пишет о взаимопересечении ряда форм, внешне имеющих немного общего, но сходных в глубинной структуре. В соответствии со сложностями систематизации Бонч-Осмоловская предпочла математический алгоритм культорологическому: «Исходя из формальных задач и материала носителя, мы построили изложение на математических формах, выделив среди них, в частности, перестановки, последовательности, пределы, матрицы, гомоморфные преобразования, топологические структуре и фракталы», причем каждый из описываемых типов анализируется в порядке возрастания сложности. Так, комбинаторика внутри фразы или стихотворной строки (т. н. «тексты второго порядка сложности») описывается в такой последовательности: комбинации и сочетания букв во фразе (самый известный пример – анаграммы), комбинации и сочетания слогов, слов, словосочетаний во фразе…

Литература формальных ограничений, как уже сказано, крайне разнообразна. Практически все знакомы с жесткими стиховыми формами – сонетом, терциной, триолетом, секстиной, многие увлекаются анаграммами и палиндромами (увлечение последними даже превратилось в своего рода субкультуру), многим памятны блистательные опыты с «листовертнями» трагически ушедшего поэта Дмитрия Авалиани (Бонч-Осмоловская, кстати, говорит о топологической форме, лежащей в основе развивавшегося Авалиани жанра). Однако большая часть возможностей, лежащих в основе литературы формальных ограничений, остается для подавляющего большинства крайне экзотической. В систематизации этих форм Бонч-Осмоловская вполне сознательно следует за участниками французского авангардного движения УЛИПО, «Мастерской потенциальной литературы», создававшей в середине минувшего века под водительством Раймона Кено реестр возможностей художественной структуры.

Кому-то эти опыты могут показаться безделицей, праздной игрой ума. Однако, помимо чистой интеллектуальной радости от победы над энтропией, формальные ограничения подчас становятся и основой для собственно эстетического эффекта, порой весьма сильного, и демонстрация этого – одна из сильных сторон книги Бонч-Осмоловской.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.