Алексей Шепелев. Ультрасерый лотос, или Сам себе составитель — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Алексей Шепелев. Ультрасерый лотос, или Сам себе составитель

Город на Цне. — 2000. — 14 ноября (№ 47). — с. 5.

УЛЬТРАСЕРЫЙ ЛОТОС, ИЛИ САМ СЕБЕ СОСТАВИТЕЛЬ

Находясь в Москве «с кратким рабочим визитом» по делам аспирантуры, я умудрился посетить одну из многочисленных столичных литературных тусовок, куда меня пригласил редактор журнала «Вавилон» (Вестник молодой литературы) Д. Кузьмин. Тусовка, конечно, не совсем корректное определение для вполне академичного собрания, посвященного проблеме антологизации современной поэзии и короткой прозы, проходившего в библиотеке имени А. Чехова. Говоря общедоступным языком, собравшиеся — литераторы-критики, литературоведы, поэты — решили выяснить, как различные (и многочисленные!) антологии представляют современных авторов, то есть кто их составляет, по какому признаку, а также — кто издает, кто покупает и читает.

Председательствовал на собрании Д. Кузьмин — составитель одной из лучших антологий короткого рассказа, а также антологии современной русской литературы в Интернете (www.vavilon.ru). Он и прояснил все (или многие) классификационные признаки, которые обычно ложатся в основу составления антологий. Тематический (например, «Антология стихов о войне в Чечне»), географический («Антология московской поэзии»), хронологический («Антология поэзии Серебряного века») и т. д. Затем он рассказал о нескольких зарубежных антологиях современной русской поэзии, вышедших в 1999 году, — американской, английской, австралийской, испанской (и показал их во плоти — увесистые тома с отличной полиграфией) — так как книги эти не всегда доступны в России даже специалистам.

Доклады плавно переходили в дискуссию (что не запрещал, а наоборот, поощрял регламент собрания). Особенно отличились И. Кукулин, кандидат филологических наук, исследователь творчества Даниила Хармса, соредактор интернет-журнала «TextOnly», О. Дарк, известный своими статьями о В. Набокове, поэт и критик Иван Ахметьев. В ходе жарких дебатов открылось, что антология — это своего рода портрет ее составителя, или, говоря иначе, составитель является литературным автором, который пишет свой текст из текстов других авторов, из-за чего антология очень редко получается объективной. Так, например, был особо отмечен яркий «дефект» американской антологии — в кругу известных современных российских поэтов присутствует всего лишь одна неизвестная фамилия — переводчика на английский.

Мне тоже удалось поучаствовать — я представил сборник «Ультрасерый цветок лотоса», составителем которого является ваш покорный слуга (Тамбов, 2000 г., самиздат — 32 экз.) и который можно считать антологией студии A3 (Академия Зауми), а также рассказал об «Антологии русского палиндрома» (Тула, 1999, сост. В. Рыбинский), где представлены три тамбовских автора — известный «поэт-палиндромист Н. Ладыгин (его книжка вышла в Тамбове в 1999 г., составитель С. Бирюков) и АЗовцы
А. Федулов и М. Гавин. С сожалением я заметил, что пока не осуществился проект «Библиотека Академии Зауми» (вышла только книжка Бирюкова), где все авторы АЗа должны быть представлены каждый своей книжкой-малышкой.

Завершил вечер поэт Герман Лукомников, составитель известной антологии палиндрома (1989). В своей эксцентричной манере он сказал примерно так: «А я вот и не хочу быть объективным, я хочу быть субъективным. Если будут средства, обязательно выпущу антологию стихов своих родственников, хоть они и плохие (стихи). Еще намечаю антологию такого типа: по одному стихотворению от автора плюс его любимое стихотворение другого автора. То, что мы любим, нас характеризует. Пусть не только составитель будет субъективен и интертекстуален, а каждый автор! «Каждый автор — сам себе составитель!»

Публика приняла проект такой антологии «на ура».

Алексей ШЕПЕЛЕВ,
аспирант кафедры русского языка и литературы ТГТУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.