Елена Кацюба. Осторожно, двери закрываются!
Новые известия. – 1998. – 1 сентября (№ 163). – с. 5.
У телеэкрана с Еленой Кацюбой
ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ!
Когда Биржа закрылась окончательно, на экране телевизора появилась новая игра – электронные торги. Банки продают деньги банкам, телевизоры играют с телевизорами. И никаких назойливых суетливых людишек – телезрителей, которые только и делают, что завышают курс доллара. Вообще создалось четкое ощущение, что без нас рынок и государство функционировали бы идеально. Все чисто, никакой беготни, никаких проблем. А туг еще эти ужасные журналисты, которые так нервируют людей государственных. Юрий Михайлович Лужков так и сказал, что цены растут оттого, что средства массовой информации сеют панику среди населения. Разумеется, без нас намного спокойнее. Один телевизор сообщает другому телевизору механическим голосом, что все о’кей. И дикторов не надо. И так ведущие все больше становятся похожими на манекенов.
Правда, в такой электронной пьесе явно не хватает маленькой прослойки из зрителей, аплодирующих мудрым решениям. Можно, конечно, нагнать полный Кремлевский дворец статистов, как в советские времена, чтобы они долго и нудно скандировали «ура» и «слава». Но эту пьесу мы уже где-то видели. Впрочем, запасной режиссер Зюганов уже потребовал металлическим голосом, чтобы общественные советы обуздали растленные средства массовой информации. Так что многие не прочь объявить «Старый телевизор» по всем программам – с хоровым отлаженным пением Интернационала. Что же касается телезрителей, то им давно эти пьесы надоели. Они живут своей загадочной жизнью, непонятной властям. Многие считают, что им показывают старый спектакль из 91-го и 93-го года. Общая реакция на разыгрывающуюся финансовую трагикомедию – «они пугают, а нам не страшно». Слишком много туману и ложной таинственности. Президент уходит со сцены и исчезает за кулисами на два дня. Информационные программы наперебой разыгрывают давно отыгранный сценарий Зюганова. Пивные действующие лица слегка подзабытой пьесы: Дедолларизация, Эмиссия и, конечно же. Коммунистическая партия, в честь которой поется не то «вечная память», не то «Вечный зов», не то «вечная слава».
Место действия пьесы менялось: Биржа, Центробанк, Белый дом, Дума. И все время перед глазами какие-то бесконечные коридоры. Или закрытые двери. Закрытые двери Биржи. Торги идут, но журналистов не впустили. Закрытые ворота Центробанка. Там чего-то решается, но журналистов опять не пустили. Закрытые двери Белого дома. Там совещаются, но, конечно, без нас. Закрытые двери думского кабинета. Там министры-соглашатели все с чем-то не соглашаются. И, конечно, закрытые двери банков, у которых уныло толпятся вкладчики. Осторожно, двери закрываются! Недаром же главный теоретик открытого общества и финансовый романтик Сорос потерял в эти дни в России два миллиарда долларов. Похоже, что больше всего повезло тем, кому терять особенно нечего. Подавляющему большинству телезрителей незачем толпиться у закрытых ворот и уж совсем не тянет прогуляться по скучным лабиринтам и коридорам власти.
Власть по горизонтали и власть по вертикали – вечный кроссворд, который составляют там, наверху, а разгадываем мы здесь, внизу. Например: семья медведей коала. Ответ: коалиция! И еще все время перед глазами бесконечный коридор. Редкий чиновник добежит до его середины и сгинет за таинственной дверью. Или уборщица со шваброй прошмыгнет, заметая невидимый мусор. Уж не тот ли это роковой коридор, по которому должен двигаться доллар? Но вместо солидного доллара в объектив телекамеры попал босой человек в одних трусах, бодро шагающий под московским дождем. Не есть ли это истинный образ завтрашнего россиянина?
А в Историческом музее, как нельзя кстати, в эти дни проходит выставка на тему «Ленин в гробу». И даже очередь выстроилась. Оказывается, в советское время и в гробу лежать надо было по строгому регламенту, а не так, как зарисовал усопшего Петров-Водкин. Поучительная выставка для имиджмейкеров, «работающих в области вождя» (как говаривал вождеписец Налбандян).
Политический телесериал разыгрывался далее по своим законам. К воскресенью накал страстей приближался к Шекспиру. Борис Ельцин ошибок короля Лира повторять не стал, царство свое дочерям (партиям) не отдал, а прямо так и заявил: «Никуда я не уйду». Сестры очень обиделись и вечером в воскресенье дружно отреклись от общего соглашения. Все, кроме Шохина в роли верной Корделии. Непонятое, какая роль отведена нам, гражданам телезрителям. Поверить верному Кенту-Черномырдину и не бежать в банки за своими вкладами, сохранность коих будто бы гарантарована государством, или бежать на оптовый рынок – закупать по дешевке крупу и сахар на чудом уцелевшие последние рубли.
В дни крушения молодых реформаторов по НТВ показывали «Д’Артаньяна и трех мушкетеров». Перед началом фильма Арамис (Старыгин) сказал: «Мы не думали о том, что снимаем шлягер, а жили жизнью мушкетеров». Как бы там ни было, «мушкетерский» период нашей власти пока закончен. Кириенко отбыл на отдых. Хотя мушкетеры тоже однажды объявили, что едут на воды, а сами отправились в Англию за подвесками. Так что еще неизвестно, как будет развиваться сюжет. Разжалованный мушкетер Немцов оказался вовсе не вице-премьером, а сочинителем авантюрных романов про заговор олигархов в стиле Дюма.
Вот и экс-помошник президента по вопросам национальной безопасности оказался космонавтом и на сей раз пульнул в космос несколько миллионов дефицитных зелененьких вместе с самим собой. Батурин, правда, из космоса вернулся, а вот зелененьким не вернуться никогда. Среди встречающих нового космонавта все время торчало нечто полупрозрачное, остроконечное с голубым плюмажем на макушке. Не пришелец ли прибыл, чтобы решить наши земные дела своим внеземным разумом? «Инопланетянина» удалось рассмотреть только поздно вечером. Это была всего-навсего девушка в национальном казахском костюме.
А экс-заместитель главы президентской администрации Лившиц, так блистательно исполнявший роль Скупого рыцаря все эта годы, вдруг появился на телеэкране в роли отставного мудреца. И даже поведал о богатом Петре и бедном Иване. Петр – МВФ, Иван – Россия. Зачем Иван не шепнул Петру на ухо, что у него денег нет, а вышел на улицу да гаркнул: «Слышь, Петр, я тебе должен, да не отдам!». Действительно, талантливый баснописец. Мы, правда, и раньше это подозревали, когда слушали басни про стабильный рубль.
Если бы люди верили всему, что лилось с экрана в течение черной недели, они давно бы сошли с ума. Но, к счастью, наш телезритель давно научился точным реакциям на любую попытку обмана. Сказали с экрана, что за вклады можно не волноваться, и тотчас все устремились в банки спасать свои сбережения. Заговорили о политическом согласии, и все поняли, что началась очередная смута.
Запричитал Зюганов, что наступает конец света, значит, еще поживем. И все совсем не так плохо, как хотелось бы оппозиции. И совсем не так хорошо, как хотелось бы президенту. «Я оптимист по природе. Иначе зачем жить. Я верю в себя». Что ж, из всех вер эта, пожалуй, самая надежная. Вот и мы, телезрители, верим только в себя. И это самое большое достижение последних лет.