Елена Кацюба. Машина времени: ни вперед, ни назад
Новые известия. – 1998. – 6 октября (№ 188). – с. 5.
У телеэкрана с Еленой Кацюбой
МАШИНА ВРЕМЕНИ: НИ ВПЕРЕД, НИ НАЗАД
Никогда бы нё подумала, что увижу своими глазами машину времени. Изобретатель продемонстрировал ее в программе «Сегоднячко». И он, и его машина очаровали зрителей и даже сверхскептичных телеведущих. Оказывается, достаточно крутануть три волчка и сразу узнаешь, кем, где и когда ты был в прошлом. Итак, крутанули на восемь лет назад. Все ясно. Все мы очередники, льготники, поставщики и смежники. Стоим в очереди за льготами, что-то не поставляем смежникам и что-то не получаем от поставщиков. Крутанули обратно – никакие мы не поставщики, не очередники и не льготники, а все как один несостоятельные банкроты. Обанкротились банкиры. «Банки» из слова выпали, остались «киры» – не то кирялыцики, не то кирюхи. А что если еще раз чуточку крутануть вперед? «Ни в коем случае!» – заклинает изобретатель. Иначе можно неотвратимо повлиять на события и все испортить. А что еще можно испортить? Оказывается, можно. В тот день, когда изобретатель демонстрировал свое чудо, губернатор Россель чуть не изобрел золотой червонец вкупе с деревянным рублем. Кулибин в программе «Сегоднячко» – это прекрасно, но «кулибины» в Кремле у нас сидели 70 с лишним лет. Чего только не изобретали: военный коммунизм, коллективизацию, экспроприацию, национализацию, электрификацию, химизацию, мелиорацию… И вот теперь дедолларизацию. Может, хватит?
Снова и снова смотрю на машину времени, чем-то похожую на тройную рулетку и футуристическую башню Татлина. Только художник Татлин был будетлянином и башню строил, чтобы заглянуть в будущее. Там тоже все вращалось и переливалось и символизировало какой-то там Интернационал. Башню так и не построили. Вместо Интернационала бывшие социмперии раздробились на множество полуфеодальных княжеств. Да минует сия участь Россию. Ведь построена машина времени по китайской книге перемен «Ицзин». А что китайцам будущее? У них прошлого еще больше, чем у нас. Да и создатель машины считает, что только через прошлое можно выйти в будущее. И хорошо бы миновать настоящее. Ему вторит по ТВ-центру искусствовед: «Если оденемся в одежды допетровской эпохи, то все у нас будет хорошо». Сам он ходит по улице в красных сапогах и в расшитой рубахе. Одни называют приверженца старины клоуном, другие кричат: «Да здравствуют русские!»
«Вперед – в прошлое!» – этот призыв на прошлой неделе трубили по всем каналам. А вот советские писатели в будущее отправлялись охотно. Оно было светлым до рези в глазах и насквозь коммунистическим. Сейчас уже не вспомнить ни авторов, ни названий, но один анекдотический сюжет запал в душу. В анекдоте сержант приказал копать траншею от забора и до обеда, там же комсомольцы рыли туннель – от реки до Первого мая. Но ни за что бы не получили премию, если бы не подсобили им комсомольцы из будущего. Теперь-то понятно, это ребята просто сбились с пути и свернули в прошлое, а там сомкнулись с Павлом Корчагиным. Герой строил свою одноколейку и навстречу. Но тогда привела в ужас сама мысль, что в будущем все будет точно так же: комсомольские стройки, героический труд, сроки, премии. Это было даже страшнее, чем марсиане Герберта Уэллса, захватившие Землю. У Нострадамуса, между прочим, тоже сказано: «Открытие Марса свободе грозит». Но нашей свободе грозит вовсе не Марс, а, как всегда, коммунизм. Вернее, его призрак. Не успели коммунисты протиснуться к власти, как уже грозят навести порядок, а Зюганов ищет провокаторов на телевидении. Провокация – это «наталкивание отдельных лиц, групп, организаций на действия, которые повлекут за собой тяжкие для них, иногда гибельные последствия» (БСЭ). Этим всегда коммунисты и занимались. Сначала заманивали людей под пули, потом устраивали пышные похороны и призывали отомстить за погибших, то есть снова идти под пули. Потом снова похороны, снова речи, снова отомстить. Вот и участники штурма «Останкино» пришли отметить годовщину своего нападения на телецентр пять лет назад. Да и сейчас кто с экрана призывал устраивать демонстрации на проезжей части?
Может быть, имелась в виду демонстрация моделей осеннего сезона для простых трудящихся? Никаких подиумов, никаких топ-моделей. Топали прямо по шоссе, шныряя между автомобилями. Лимонов со своими нахохлившимися воробышками представил особо модную деталь – нарукавную повязку. На красном фоне белый круг, а в круге свае… то есть серп и молот. А если он и похож с первого взгляда на свастику, то только до 1934 года. Дальше, считают национал-большевики, фашизм пошел не по той дороге – слился с капитализмом. Зато Лимонов не слился.
И все-таки самым элегантным мужчиной дня я назвала бы священника Тихона. Он в «Русском доме» просвещал телезрителей по поводу штрих-кода на продуктах. Мол, это и есть та самая дьявольская печать, о которой говорится в апокалипсисе. Ведущий с большой опаской вертел в руках отмеченный числом 666 пакет молока с приветливой бабушкой. Оказывается, Иоанн Богослов на острове Патмос увидел в своих откровениях в грозе и буре именно этот штрих-код. А я вспомнила презентацию церковных мод в феллиниевском «Риме». Отец Тихон с его изысканными фантазиями вполне мог бы дефилировать между одеянием из черного сатина в традиционном стиле для послушников и моделью облачения на колесиках, с помощью которого можно очень быстро попасть в рай.
Попасть в рай мечтают все, но только представляют его по-разному. Для иудаистского книжника это небесная школа, где все изучают Тору. Для мусульманина – сад с вечно девственными гуриями. А вот один художник создал рай для сверчков. Это такие домашние животные с усами, но не тараканы. Похожи на музыкантов во фраках. А художник у них как дирижер. Или Бог. Сверчковый. Кормит, обеспечивает продолжение рода, даже скульптуры для них делает. Может, это про него сверчки свои песни слагают? Поют и не знают, что он их ест потихоньку. Жарит и ест. Сверчок по вкусу похож на меленькую сушеную рыбку. Словом, все, как у людей с государством. Жить вроде дают, но только расслабишься, зажируешь, как тут же на сковородку. Лев Новоженов предложил скульптору изваять большого сверчка в кепке и поставить его на Октябрьской площади. Вот и будет памятник на все времена.
Похоже, что магическое действие с машиной времени в «Сегоднячко» привело к неожиданным результатам. Крутанул свое чертово колесико наш маг – отечественный производитель и чуть было не превратил все доллары в рубли. Надо бы в другую сторону – в будущее, чтобы рубли в доллары. За такое изобретение автору все спасибо скажут. А превращать доллары в рубли, а рубли в бумагу – это изобретение Геращенко (старшего и младшего). Тут мы впереди планеты всей и первенства своего никакому эмвээфу не отдадим.
А на канале «Культура» поворот машины в обратную сторону привел к неожиданному эффекту. Евтушенко читал стихи Беллы Ахмадулиной про любовь к нему – Евтушенко. И так хорошо читал! И стихи такие хорошие, что сразу захотелось туда – в начало 60-х, когда многие чуть было не поверили в социализм с человеческим лицом. Сегодня такая вера осталась только у Евтушенко с Лужковым, образующим «левоцентристскую партию». Надо же такое придумать – левый центр. Все равно что восточный запад или северный юг. Так и живем не то в социалистическом капитализме, не то в капиталистическом социализме. Примаков и Геращенко по всем программам, как Добчинский с Бобчинским. В унисон заклинают: «Не верьте газетчикам!» Действительно, «все врут календари», как говаривал московский барин Фамусов. И вообще, «коль зло пресечь, собрать все книги бы (а с ними и газеты. – Е.К.) да сжечь». Пятилетие попытки сожжения Останкинского телецентра уже справили.
Машина времени на самом деле давно изобретена. Это постсоветское телевидение, которое все время норовит стать советским. Есть у Аркадия Аверченко в книге «Дюжина ножей в спину революции» замечательный сюжет. Сидят люди в кинотеатре после Октябрьской революции и вдруг видят фильм, прокрученный в обратную сторону. Пули возвращаются в ружья, убитые выходят из окопов и идут домой. Ленин в запломбированном вагоне едет обратно в Финляндию. Очереди за хлебом рассасываются. Вот уже открылись частные булочные, и белый хлеб заменил черствые буханки. В этот миг из зала раздается крик: «Митька, стой, не крути дальше, а то руки-ноги пообломаю!» В день виртуальной дедолларизации этот крик раздался на всю Россию. Услышат ли его «киномеханики» в Центробанке и в Белом доме, который всем уже надоело и защищать, и штурмовать?