Антон Благушин. Сергей Бирюков: «Если все будут похожими друг на друга – это и будет конец» — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Антон Благушин. Сергей Бирюков: «Если все будут похожими друг на друга – это и будет конец»

Аргументы и факты — Тамбов. – 2008. – 20 февраля (№ 8). – с. 11.

СЕРГЕЙ БИРЮКОВ: «ЕСЛИ ВСЕ БУДУТ ПОХОЖИМИ ДРУГ НА ДРУГА — ЭТО И БУДЕТ КОНЕЦ»

На прошлой неделе отец поэтической студии «АЗ», ее гуру, а также создатель и президент международной независимой научно-творческой организации «Академия зауми» Сергей Бирюков вновь посетил родной город.

Как нам стало известно, в «Академию» входят поэты и ученые России, США, Японии и нескольких стран Европы, пишущие в традициях русского авангарда и занимающиеся изучением авангардного литературного наследия. Но первый кирпичик многоуровневого здания этой организации был заложен в Тамбове еще в 1981 году с началом работы литературно-творческого объединения «Слово». А через десять лет, обобщив опыт своей студии, Сергей Бирюков разработал проект «Академии зауми» как международной ассоциации. И тамбовская литгруппа-прародительница превратилась в ее отделение, получив название «АЗ».

Правда, последние 10 лет студия существует без своего гуру. Сергей Евгеньевич оставил преподавательскую работу в ТГУ и с конца 90-х живет в немецком городе Галле, ведет в университете курс русской авангардной поэзии. Но каждый год выбирается в Россию, хотя до родного Тамбова доезжает не всегда. Поэтому любой его приезд становится событием для многих местных литераторов.

Заценить «заумь» могут только эрудиты с высшим образованием

Творческий вечер Сергея Бирюкова начался около полудня, и некоторые сразу окрестили его утренником. Но по-другому нельзя: завсегдатаи уже знают, что беседы с мэтром затягиваются на несколько часов. И действительно, ему нужно и со старшим поколением переговорить, и с новым познакомиться. Последнее особенно интересно, поэтому и сама встреча началась с выступлений самых юных поэтов из студии «Бочка меду», которой руководит «азовка» Елена Владимирова.

Впервые услышал Бирюков стихи студентов Елены Александровой и Андрея Захарова. Со своими новыми творениями познакомили собравшихся и ветераны студии. «На десерт», как обычно, зрители получили произведения самого мэтра. Он вспоминал свои ранние одностроки и фонемные экзерсисы «Капли» из книги «Муза зауми».

А дальше шли поэтические рекомендации, где раскрывалась кухня авангардной поэзии. Наполненные иронией произведения Бирюкова, где современные Петрарка и Лаура переписываются по электронной почте, сменялись болезненными строчками, в которых «Крым соткан из камней, стихов, свинца», а наш «этнос, кажется, до дырочек изношен».

Для понимания многих его вещей нужно иметь не только высшее образование, но и хорошую эрудицию, чтобы оценить шутки с формулой Декарта или печальный разговор с умершим Дмитрием Приговым, чей уход Сергей Бирюков называет «мортальным перформансом». А своеобразное исполнение некоторых стихов вызывало взрывы аплодисментов и заставляло вспоминать, что автор не только имеет педагогическое образование и докторскую степень, но и был когда-то актером.

Литстудия уже не та, но о ее закате говорить рано

Ближе к концу вечера корреспонденту «АиФ-Тамбов» удалось-таки вырвать Сергея БИРЮКОВА «из контекста его творчества» и задать ему пару вопросов.

— Сергей Евгеньевич, как вы считаете, тамбовская студия без вас продолжает полноценно жить или начался ее закат?

— Студия — живой организм, и здесь могут идти разные процессы, когда-нибудь, возможно, наступит и конец. Но пока я не вижу его признаков. Хотя это, конечно, уже не тот коллектив, который я оставил в конце 90-х. Появились новые имена, новые направления. У нас тогда не было представителей готической поэзии, а сейчас их уже несколько. И вообще состав сильно изменился.

— Но вроде бы готика не совсем вяжется с авангардными традициями?

— Я считаю, что разнообразие взглядов и приемов всегда на пользу любому творческому объединению. Если все будут похожими друг на друга, а еще, не дай Бог, станут писать «правильно», зарегулированно, вот это как раз и будет конец литстудии.

— Скажите, а немецкие студенты сильно отличаются от наших?

— В Германии я лишний раз убедился, что российское образование до сих пор является лучшим. Там нет такой фундаментальности, студентам дается больше права выбора, и это не всегда им во благо. Так, например, юный немец, специализирующийся на русской литературе, может досконально изучить творчество Пушкина, но почти не знать Лермонтова.

— А в Германии у вас есть своя студия?

— Да, но акцент там сделан не столько на поэтическое творчество, сколько на актерское мастерство. Группа называется «Театр Дадаз». Ставим произведения русских и немецких авангардных авторов: Хлебникова, Хармса, Бурлюка, Хуго Балля, Кристиана Моргенштерна. Ну, и мои тоже. Так что работа продолжается…

Антон БЛАГУШИН

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.