А. Благушин. Гуру заумистов снова в Тамбове — Студия «АЗ» / Академия Зауми

А. Благушин. Гуру заумистов снова в Тамбове

Наедине. – 2007. – 21 марта (№ 12). – с. 6.

ГУРУ ЗАУМИСТОВ СНОВА В ТАМБОВЕ

Поэтическая студия «АЗ» отпраздновала свой 26-й день рождения. Он совпал с приездом в Тамбов создателя и президента международной независимой научно-творческой организации «Академия Зауми» – поэта Сергея Бирюкова.

Сейчас эта «Академия» объединяет поэтов и ученых из России, США, Японии и нескольких стран Европы, пишущих в традициях русского авангарда, а также занимающихся изучением авангардного литературного наследия. Но корни ее идут из Тамбова. Именно здесь в 1981 году открылось литературное объединение «Слово», положившее начало этим исследовательским и творческим поискам. Проект же непосредственно «Академии Зауми» как международной ассоциации был разработан Бирюковым в 1990 году. И вскоре тамбовская литгруппа-прародительница превратилась в ее отделение и получила название «АЗ». Это сочетание имеет массу значений: первая буква старославянского алфавита, означающая местоимение «я», сокращение от «Академии Зауми» и другие.

Бывший преподаватель ТГУ им. Г.Р. Державина Сергей Евгеньевич Бирюков с конца девяностых живет в немецком городе Галле, ведет там в университете курс русской авангардной поэзии. Каждый год по весне обычно выбирается в Россию, но после выступлений в столицах, ему не всегда удается доехать до родного Тамбова. Так в последние годы президент «Академии Зауми» несколько раз откладывал визит на малую родину. Поэтому каждый его приезд становится событием для местных литераторов.

Вечер в актовом зале Пушкинской библиотеки проходил в форме отчета студийцев и знакомства с новым пополнением «АЗа». Поэты старого поколения «зауми» чередовались с молодежью. Нина Измаилова, Екатерина Лебедева, Владимир Мальков которые стояли истоков студии, порадовали слушателей мастерством и неожиданной остротой образов. Молодежь – Ольга Куприна, Мария Казанок, Юлия Афинская, Мария Родина и Никита Дубровин – старалась не уступать, порой превосходя старших «коллег» своеобразными речевыми оборотами. Некоторые из этих ребят стали дебютантами отчетного вечера. Поэт-музыкант Алексей Савенков исполнил свои стихи под гитару.

Елена Владимирова, Алексей Долгов, Алекандр Фролов и Елена Часовских, а также Антон Веселовский удивляли оригинальными находками и неожиданной подачей привычных архетипических образов. Эти поэты отражают поколение «АЗа» 20-30-летних и являются некой активной основой студии. Так, Владимирова и Веселовский недавно возглавили литгруппы при учебных заведениях. А Фролов еще в 90-е стал одним из лидеров поэтической ассоциации «Общество зрелища».

Свои основные произведения, как самое вкусное блюдо, мэтр оставил «на десерт». Студенты и выпускники гуманитарных факультетов, составляющие большинство зрителей, наслаждались высокоинтеллектуальной иронией знатока литературы и искусств. Присутствующие оценили неожиданные повороты концептуальной поэмы «Ступени». В стихотворении «О девальвации поэзии» Бирюков доказал, что не может быть снижения поэзии, когда даже в самом слове «девальвация» истинный поэт видит сложный поэтический образ – Дева (Муза) Льва (Толстого). Также Бирюков обосновывает, что поэзия есть основное наше русское богатство: «Стихи – это нефть, газ, руда…». Были прочитаны уже известные произведения мэтра, в которых «Ницше ржет» над французскими основоположниками постмодернизма, а немецкие артикли начинают автономно существовать и становятся чем-то значительным. Прозвучали и весьма трудные для неподготовленного слушателя экзерсисы с фонемами. А построенное на многоуровневой эмоциональной игре стихотворение «Когда входишь в сон…» вызвало взрыв аплодисментов в зале и заставило вспомнить, что Бирюков не только имеет педагогическое образование и докторскую степень, но еще и был когда-то актером.

На вечере состоялась «мировая премьера» недавно вышедшего альманаха «Академия Зауми», куда вошли произведения авторов из одноименной международной ассоциации, в том числе и из тамбовского отделения. Мэтр подарил библиотеке объемный фолиант, а также рассказал о публикациях студийцев в московских журналах «ФутурумАРТ» и «Дети Ра». Сейчас фамилии наших авторов все чаще встречаются не только в российских, но и в зарубежных изданиях. Так что творчество «азовцов» – это серьезно, и знатоки уже оценили его по достоинству.

А. Благушин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.