С. Левин. Котовский метеорит: миф или реальность — Студия «АЗ» / Академия Зауми

С. Левин. Котовский метеорит: миф или реальность

Тамбовский курьер. – 2001. – 26 марта. – с. 4-5.

КОТОВСКИЙ МЕТЕОРИТ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Мне казалось, что вся эта история началась в 1997 году, когда мне пришлось писать курсовую работу по русской литературе, связанную творчеством М.Ю. Лермонтова, но на самом деле она брала свои истоки в далеком-далеком прошлом…

ЛЕРМОНТОВ

Будучи ответственным студентом-филологом, при написании курсовой я пользовался не только сухой критикой, но и непосредственно источниками, среди которых были и письма, и дневники Михаила Юрьевича. Однажды случилось так, что, листая дневники поэта в поисках его размышлений о собственном творчестве, я наткнулся на воистину поразившие меня строки, которые я почти целиком приведу ниже:

«… В 1837 году мне случилось гостить у знаменитого тамбовского купца Афонина, который, как человек гостеприимный, во всем старался мне ублажить и, очевидно прослышав о моей охотничьей страсти, пригласил на псовую охоту. Выехали рано поутру. Борзые Афонина оказались на редкость расторопными; голодные, быстрые, как ветер, озлобленные, мигом рванули вперед, вспугнув дремавших в снегу глухарей, и мы за азартом не заметили, как умчались далеко за пределы города-крепости со славным именем Тамбов. Там, далеко, где сплошная стена дубов и сосен сплелись верхушками, образовывала непроницаемый для солнечных лучей купол, возможно было встретить и волка, и зайца, и ополоумевшего от долгой спячки медведя… Но не охота осталась главным впечатлением от холодного январского дня – уже ближе к вечеру я столкнулся с Неизведанным.

Это была большая впадина в земле, овраг, рассекающий ровную плоть леса. Мужики Афонина, увидев сие место, рьяно перекрестились, заговорили, что оно проклято. Как проклято и за что, узнать так и не смог. Предрассудки целиком владеют этими суровыми людьми с куриными мозгами! Несмотря на крики предостережения, я слез с Гнедого и осторожно спустился по довольно удобному пологому склону, ступил на дно оврага и там действительно почувствовал нечто, не поддающееся определению. Рассуждать о природе данного явления не имеет смысла – ощущение выше слов. Чудо! Чудо! Припадок, шквал вдохновения!

Спешно завершив охоту, возвратился в усадьбу Афонина, забыв про весьма скудный трофей, и принялся писать; творил до изнеможения. День, вечер, ночь, – все смешалось. Только огонек свечи, перо, чернила непрерывной линией – ничего более в памяти не осталось. А под утро была написана «Тамбовская казначейша».

Вскоре мне пришлось уезжать, но я планирую посетить Тамбов и, в особенности, то самое место, которое подарило мне Вдохновение…».

К сожалению, Лермонтову не удалось возвратиться в окрестности Тамбова. Он погиб на нелепой дуэли, не дожив даже до 27 лет. Да и сама история поэмы «Тамбовская казначейша» не получила широкой огласки, оставшись всего-навсего фрагментом интересного лишь для упертых филологов вроде меня дневника великого поэта. Скорее всего, я и сам бы забыл об этом отрывке, но события 1998 года вернули меня к этой почти растворившейся в волнах памяти, истории.

ХУДОЖНИК МИХАИЛ

Это знакомство произошло не случайно. Котовск – городок маленький, поэтому большинство творческих людей знает и общается друг с другом. Так и получилось, что однажды мне позвонил незнакомый человек, сказал 6 своем увлечении живописью и литературой и предложил встретиться, чтобы побеседовать о творчестве и современной культуре в целом.

Мы познакомились прохладным весенним вечером 1998 года. Михаил (именно так звали художника) оказался интересным человеком и блестящим собеседником, с которым можно было спокойно разговаривать на любую тему. Посему, взяв по пиву, мы отправились гулять за город: Котовск окружают великолепные леса и поля, которые лично для меня намного предпочтительнее однообразных городских построений. Представьте, каково же было мое удивление, когда после почти часовых скитаний по лесу Михаил привел меня к большому глубокому оврагу, которого я никогда раньше не видел – видимо, не приходилось прогуливаться в здешних местах, – и поведал мне следующую интереснейшую историю…

ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

Впервые Михаил обнаружил овраг, который прятался прямо среди лесной чащобы, пару лет назад, в одиночестве скитаясь в поисках то ли вдохновения, то ли хорошего настроения, то ли спасения от апатии, рождаемой безжизненным телом города. Это жутковатое и одновременно красивое место понравилось Михаилу сразу. Он спустился на дно, где еще оставался след от совсем недавно засохшей гигантской лужи, прошелся по влажной траве и внезапно почувствовал себя как-то странно. В голове калейдоскопом замелькали обрывки хаотических, мыслей, фрагменты образов, подкатило то знакомое каждому творческому человеку чувство, которое обычно называют словом «вдохновение». Появилась срочная потребность писать, рисовать, ваять – делать хоть что-нибудь, главное – делать, и Михаил поспешил домой, чтобы сразу по приходу сесть за любимый письменный стол, достать первый подвернувшийся под руку листок бумаги и черным гелевым стержнем на белых тетрадных клетках нарисовать картину, которую позже будет считать своим лучшим произведением и которую назовет «Пушкин смотрит на солнце».

С тех пор Михаил неоднократно приходил к оврагу, но ощущения не притуплялись, он снова черпал вдохновение из ниоткуда и создавал новые картины. Часть из них он уничтожил в порыве разочарования, часть подарил друзьям, но свою первую навеянную оврагом работу продолжает хранить как зеницу ока, и мне стоило немалых трудов уговорить его скопировать рисунок для статьи. Конечно, оригинал во много превосходит даже самую удачную копию, но представление о воздействии оврага на талант Михаила получить все-таки можно…

ФОТОГРАФИИ СНОВ

За одной из наших нечастых бесед Михаил обмолвился, что овраг он старается посещать нечасто – боится.

– Чего? – удивился я. – вдохновение – это прекрасно, а творчество для многих художников разных жанров – одна из самых больших радостей в жизни.

– Передозировки, – ответил он, – но ты не думай, не наркотиков. Психотропные вещества здесь ни при чем. Просто овраг дает тебе то, чего нельзя ни объяснить, ни осознать в полной мере, он служит своеобразным порталом в нечто, кардинальным образом отличающееся от нашей действительности. Ты не знаешь, КАК иногда мне бывает плохо после очередного визита за идеями. А какие сны посещают меня! ночам! Впрочем, кое-какие из них я сумел сфотографивать.

– Сфотографировать! – не поверил я. – Ну это уж чересчур! Это же чушь! Сны нельзя зафиксировал фотопленке, это противоречит всем законам!

– Это реальность, Сергей, – спокойно сказал Михаил и разъяснил. – Дело в том, что сны, навеянные оврагом, зашифрованные в них, слишком реальны, они почти осязаемы. Иногда по ночам я не могу даже отличить явь от видения: настолько они сливаются. И однажды я решил попробовать поставить нехитрый опыт. После очередного «визита» лег спать, положив рядом с подушкой свой старенький «Зенит». Сон, как обычно после посещения оврага, был непонятно-ужасен, я долго и страшно барахтался в его сумрачных водах, а затем, чувствуя, что грань между реальностью и псевдореальностью истончилась и готова разорваться, т.е. близко пробуждение, схватил «Зенит» и сделал снимок того образа, что наполнял все мое сознание. Несколько дней спустя я повторил – опыт, а чуть позже проявил пленку – и чуть не умер от радости: получилось! Два кадра занимали картины, украденные из моих сновидений. Хочешь – верь, Сергей, хочешь – не верь, но на данный момент у меня есть маленький альбом, почти целиком заполненный этими уникальными кадрами.

После непродолжительных уговоров Михаил показал мне этот альбом. Поверьте мне на слово, ничего подобного вы не могли видеть нигде и никогда. Это действительно было изображением ИНОЙ реальности, стоящей ЗА гранью нашего понимания и не поддающейся какой-либо человеческой классификации. Один из этих редчайших снимков Михаил подарил мне, а я на свой страх и риск публикую его в приложении к своему материалу.

ЭКСПЕДИЦИЯ ИЗ МОСКВЫ

Так уж получилось, что судьба вновь свела меня с тем роковым оврагом спустя год после знакомства с Михаилом.

Летом 2000 года я подрабатывал репортером на Котовском телевидении и старался держаться а курсе всех городских новостей. Поэтому совсем не удивительно, что я одним из первых узнал о приезде немногочисленной экспедиции из Москвы, которая остановилась где-то в лесах и ведет там то ли раскопки, то ли разработку ископаемых материалов…

Наскоро собрав съемочную группу из трех человек (два оператора и корреспондент) и взяв в качестве проводника очевидца данного события, принесшего мне свежую весть – девятилетнего парнишку из моего дома, – мы вступили в пригородный лес и после долгого пути оказались… Думаю, комментарии здесь будут лишними…

На самом дне оврага земля была сравнительно ровной, и именно на этой плоскости стояла контрастирующая с окружающим зеленым фоком палатка огненно-рыжего цвета. Около нее горел аккуратный костер, рядом с которым на корточках сидели два молодых человека в кажущихся неуместными здесь белых халатах. Один держал в руках стеклянную колбу, наполненную коричневым веществом, похожим на почву. Другой управлялся со странным прибором, напоминающим счетчик Гейгера. Стрелка на приборе явно зашкаливала.

В этот момент откинулся полог палатки, и оттуда показался третий участник экспедиции: высокий парень с растрепанными волосами и видом работника науки. Как я и предположил, это оказался начальник сей маленькой экспедиции.

КОТОВСКИЙ МЕТЕОРИТ

Молодого человека с колоритной внешностью звали Алексеем Евсеевым, и он являлся аспирантом кафедры геологии Московского государственного университета, причем его специализация основывалась исключительно на изучении геологических аномалий, В тот жаркий день мы поговорили о многом – Алексей рассказал немало интересных фактов из своей практики, но в этой статье я хочу поведать не только о том, что было показано на КТВ и наделал о много шума в нашем маленьком городе, не избалованном сенсациями, но и о том, что осталось за кадром. Итак, здесь вы можете прочитать фрагмент нашего разговора, напрямую связанный с оврагом и его воздействием на людей.

– Алексей, что привело вас & наши провинциальные края?

– Дело в том, что в прошлом году к нам на кафедру поступило поразительное сообщение от студентов вашего университета имени Державина. Находясь на практике, одна из студенток 4 курса географического факультета проводила анализ проб почвы из разных уголков окрестностей Котовска. Побывала она и здесь, – он показал рукой вдоль оврага, – и результаты исследования проб отсюда привели не только ее, но и вашу тамбовскую профессуру в смятение. В данном месте обнаружен источник доселе не известного научному миру излучения, которое мы впоследствии назвали «омега-лучами». Мы получй-ли сообщение из Тамбова вместе с пробами грунта, провели несколько анализов и после недолгих колебаний пришли к выводу: надо собираться в экспедицию, чтобы исследовать явление на месте. Вот так мы сюда и попали.

– Алексей, меня, да не только меня, конечно, заинтересует следующее обстоятельство: не опасны ли упомянутые вами «омега-лучи» для организма человека? Город как-никак со всем рядом…

– Опасность исключена совершенно. Мы детально изучили излучение и пришли к единогласному выводу: мы имеем дело не с радиацией, а с излучением совершенно иного рода, механизм воздействия которого на человеческий организм нам пока непонятен, но в том, что он безвреден, я могу вам поручиться. Возможно, правда, некоторое побочное действие, но и оно не представляет вреда.

– Позвольте полюбопытствовать, что это за побочное действие?

– Вы знаете, его трудно охарактеризовать сразу. Однако, я все же попробую, дабы разубедить вас в чем-то нехорошем. Здесь, в этом овраге, а точнее – воронке – мы встретились с поразительным воздействием на сознание людей, расширением его границ, этаким «омега-прозрением».

– В чем оно проявляется?

– Проявления как правило, различны. Например, студентка, сигнализировавшая нам об этом уникальном месте и достаточно долгое время работавшая с образцами почвы отсюда, после неоднократных посещений оврага и многочисленных опытов вдруг бросила точные науки и занялась журналистикой, не имея ранее к этому занятию ни малейшей склонности. Мои коллеги-студенты, – Алексей указал на парней, невозмутимо продолжающих свою работу, – видят, необычайные сновидения, а я, – он смущенно улыбнулся, – начал писать стихи, чего сам от себя никогда не ожидал.

– Прочитайте, пожалуйста, – попросил я. – Я ведь тоже в некотором роде поэт…

Алексей недолго поупорствовал, но все-таки согласился и продекламировал следующее четверостишие:

Помнишь те камни, что пали с небес? –
Лежат себе тихо в дремучем лесу.
Над ними из дыма вздымается крест,
А рядом гарцуют семнадцать косуль.

Больше я сдерживаться не смог. Поэтому, попросив отключить видеокамеру, рассказал Алексею о курсовой работе, Лермонтове, Михаиле и фотографиях сновидений. Он слушал, изумленно приоткрыв рот, а, когда я закончил, воскликнул:

– И все-таки профессор Бройлерман был прав!

– Кто-кто? – переспросил я.

– Профессор Яков фон Бройлерман – гениальный ученый, впервые выдвинувший смелую гипотезу о молекулярном строении сознания.

– А при чем здесь, собственно, наш овраг?

– Я уже говорил, это не овраг, а воронка. Я почти уверен, что здесь, в этом глухом лесу, примерно четыреста лет назад упал метеорит, и именно он вызвал изменения в структуре почвы. В подтверждение своей теории могу показать осколок неизвестной науке породы, обнаруженный нами буквально вчера на глубине полуметра, – он извлек из кармана целлофановый пакетик и аккуратно достал из него коричнево-черный камень, оплавленный с боков. – Так вот, на месте падения метеорита образовалось астральное поле, воздействующее на молекулы сознания людей и либо стимулирующее в человеке доселе дремавшее творческое начало, либо открывающее (как в случае с Лермонтовым) для уже творцов пути к новым достижениям!

– Уфф, – я присел на траву, пытаясь собраться с мыслями. – Так значит, мы имеем дело с внеземным разумом?

– Не обязательно разумом, Сергей. Возможно, это некое бессознательное творческое начало, своеобразный стимулятор, способный развивать в людях, попавших под его воздействие, созидательные способности, но не способный к самосозданию. Этакий мощный генератор идей, но генератор НЕ разумный.

– Каково же будущее этого исследования?

– Скоро мы покинем ваш город, точнее, его окрестности. Соберем все необходимое для дальнейшей работы образцы, сделаем замеры и поспешим в наши лаборатории, чтобы продолжить изучение котовского феномена, уже оснащенные новейшим оборудованием. Не знаю только, сколько времени понадобится на опыты…

– Планируете ли вы вернуться?

– Все упирается в два тупика. Первый – наши пока еще весьма ограниченные познавательные способности. Что ни говори, мы можем просто ни к чему не прийти. Второй – банальный – деньги. Правительство, без особой охоты спонсирует исследования, имеющие некоммерческую направленность. Да вы посмотрите сами, как мы оснащены! Это больше похоже на студенческую вылазку на природу, чем на экспедицию!

Я вздохнул и согласился: спорить смысла не было.

Вскоре мы досняли репортаж и тепло попрощались. Алексей взял мои координаты и обещал, что обязательно свяжется, когда придет к какому-либо решению, но до сих пор из Москвы известий не поступало. В какой из двух тупиков зашло исследование (а может, в оба сразу), мне неизвестно, и все-таки обидно, что настоящая тайна лежит совсем рядом, но почти всем она безразлична.

ЭПИЛОГ: НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

После нашумевшего репортажа немало людей ринулись искать котовский метеорит. По счастливому стечению обстоятельств, место его падения затеряно в лесной глуши так, что найти его человеку, не знающему дороги, можно только случайно. Паломничество за Вдохновением не состоялось…

На данный исторический момент, кроме моего репортажа, шума вокруг источника «омега-лучей» больше не возникало.

Михаил продолжает время от времени посещать овраг, по-прежнему рисует странные картины и фотографирует сновидения. Однажды мы взяли детскую лопатку и отправились на «раскопки». Не знаю, была ли наша находка случайна, но мы выкопали осколок камня, в точности походящий на тот, что нашел Алексей. Осколок хранится дома у Михаила и служит ему приспособлением для раскалывания грецких орехов.

Легендарный котовский ДЖАЗ-БЭНД «РОЖДЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ» имени 7 ноября посвятил метеориту одну из своих экспериментально-музыкальных композиций.

Где-то в Москве, возможно, продолжаются исследования омега-лучей и готовится вторая экспедиция.

Ну а что касается автора этого повествования, то он очень редко направляет свои прогулки в сторону затерянного среди лесов оврага. Возможно, причиной этому страх. Возможно, нежелание получать вдохновение искусственно. Возможно, просто лень тащиться в этакую даль через бурелом.

Но иногда я все-так прихожу к нему, думаю о том, как мало нам все-таки известно об этом мире, и подолгу смотрю на овраг, размышляя, какие тайны скрывают его поросшие травой склоны…

С. ЛЕВИН

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.