Денис Селюн. Сумасшедшие в городе
Дом в Тамбове. – 2004. – 21 апреля (№ 1). – с. 6.
СУМАСШЕДШИЕ В ГОРОДЕ
В одной тамбовской семье произошла трагедия – девушка покончила жизнь самоубийством. Девушка была членом одной из сект. Мы можем лишь назвать этот факт, не имея морального права оглашать подробности. Это могут сделать только ее родители, если им удастся превозмочь боль и если у них появится желание предостеречь кого-то от этой беды.
Однажды ко мне зашел один из моих друзей и с энтузиазмом стал рассказывать о том, на каком прекрасном концерте он побывал. О концерте он узнал из объявления, которое прочитал на остановке. Всех любителей поэзии, музыки и живописи приглашали на концерт, организованный последователями сахаджа-йоги. Особенно заинтересовало моего друга то, что стихи, картины и музыка, как говорилось в афишке, являются плодами духовных упражнений.
Как оказалось, во всех выставляемых и исполняемых произведениях красной нитью сквозил намек на некое духовное учение, невероятно повышающее потенциал человека и открывающее ему новые горизонты во всех жизненных сферах. Акцент делался на том, что до того как участники концерта начали практиковать упражнения по особой системе, они ничем от остальных не отличались. А теперь, спустя совсем немного времени – посмотрите, какой полет творческой мысли.
После концерта один из авторов, очевидно обладающий наибольшим авторитетом, поведал посетителям о секрете их творческого взлета. Он заключался в пробуждении особой жизненной энергии – кундалини. Эта энергия дремлет в каждом человеке, но особыми, совершенно несложными упражнениями ее можно пробудить и достичь самореализации.
Он предложил всем гостям проделать одно из таких упражнений. Необходимо было в определенном порядке прикладывать ладони к телу. Если человек в конце упражнения ощущал над головой холодок – значит, «энергия пошла» и он близок к пробуждению скрытых ресурсов организма. Мой друг старательно проделал все манипуляции и с радостью почувствовал заветный холодок.
Этот необычный эффект от столь простых движений совершенно уверил его в правдивости учения и действенности метода. Поскольку человек он хороший, то просто не смог воспользоваться таким шансом «в одно лицо» и счел своим долгом пригласить всех знакомых на занятия по системе сахаджа-йога.
Его рассказ насторожил меня. Интересуясь в свое время различными восточными учениями и йогой, я прочитал несколько первоисточников, комментарии к ним, труды современных практиков. То, о чем поведал мне мой друг, совершенно расходилось с точкой зрения, изложенной в книгах.
В книгах говорилось, что кундалини – это действительно огромная энергия, но для пробуждения ее требуются долгие годы напряженных усилий под руководством опытного наставника. Дело в том, что, согласно поверьям индусов, эта энергия настолько сильна, что при малейшей ошибке в практике сжигает человека в буквальном смысле слова. Да и поднять ее можно только один раз. А тут люди в массовом порядке по нескольку раз в день вместо зарядки «поднимают кундалини». Кроме того, все авторитетные авторы в один голос говорили, что при движении или поступлении жизненной энергии чувствуется тепло или сильный жар. Холод же ощущается при потерях сил.
Но я согласился пойти вместе с ним.
Первое же наше посещение подтвердило самые худшие опасения. Рассказ ведущего о сути системы привел меня просто в негодование. Даже моих неглубоких познаний о йоге хватило, чтобы понять, насколько абсурдна их основная концепция и как вредны для здоровья их практики. Вспомнил я и о нескольких моих знакомых по ролевым играм, проходившим одно время в Тамбове. Они тоже несколько лет занимались сахаджа-йогой. От всех остальных их отличал какой-то особенный взгляд – пронизывающий, очень неприятный. Они почему-то все время стремились объединить людей под своим руководством: организовывали различные кланы, союзы. Приглашали прийти к ним на занятия, обещали, что будет очень интересно.
Я и сам вошел было в один из союзов, но быстро вышел – выяснилось, что, кроме жажды командовать, другими необходимыми для вождя качествами предводитель совершенно не обладает.
Мне удалось убедить своего друга оставить занятия сахаджа-йогой, хоть это было и нелегко.
У меня остался определенный интерес к тем «особым упражнениям», которые практикуются в этой системе. Оказалось, что игра в ладошки – это самое первое упражнение, которым человек лишь посвящает себя изобретательнице сахаджа-йоги – полной индуске по имени Нирмала, и в качестве жертвы отдает ей часть своей жизненной энергии. Основные упражнения сахаджистов остались для меня неизвестными: после того как я отказался поклониться Нирмале и «вступить на путь самореализации», меня настойчиво попросили удалиться.
Несколько позже мне встретился знакомый, который поведал, что в свое время тоже занимался сахаджа-йогой, но Бог дал ему сил уйти из этой секты. Он рассказал мне, что основным упражнением в этой системе являются различного рода медитации и концентрации. Считается, что они приносят ясность мышления и открывают новые горизонты восприятия. Спустя несколько месяцев прилежной практики мой знакомый заметил, что люди начинают вести себя как-то не так. Потом это впечатление усилилось. Под конец у него сложилось убеждение, что весь мир безумен и только его единомышленники и он сам – нормальны.
Не знаю как, но ему вовремя удалось понять, что это они сами постепенно сходят с ума…
Мне не известно, чем объясняется творческий подъем в течение нескольких первых месяцев медитации, но совершенно очевидно, что в конечном итоге она приводит к весьма серьезным психическим расстройствам. Расспросив знакомых и покопавшись немного в литературе, я узнал, что последователи сахаджа-йоги, как и многих других восточных методик самосовершенствования, очень часто страдают серьезными психическими заболеваниями, на почве которых бывали случаи самоубийств и убийств. Вот так легко можно потерять здоровье, а может и жизнь, неосмотрительно увлекшись очередной системой самореализации. Тем более что зачастую людям и не приходится прикладывать к этому особых усилий – система вовлечения новых последователей посредством разных бесплатных концертов, учебных программ, кружков и секций хорошо отлажена и приносит неплохие результаты. А сколько таких объявлений развешано у нас в городе? Сколько «наследников древних учений» предлагают всем желающим быстро и без усилий достичь совершенства? Скольким они «подняли кундалини» или «открыли третий глаз»? Сколько людей с этим третьим глазаом стали пациентами психиатрических лечебниц и сколько свели счеты с жизнью? А сколько еще станут и сколько сведут?
Денис СЕЛЮН
ТЕХНОЛОГИИ БЕЗУМИЯ
Своей изощренностью методы сектантов очень напоминают пытки в концентрационных лагерях.
«Бомбардировка любовью» – с чего, собственно, и начинается психологическая обработка человека, заключает в себе мощный механизм привязки – чувство вины. Порядочный человек, если к нему по-доброму отнеслись, чувствует себя обязанным чем-нибудь отплатить.
Когда сектантам удается хоть в какой-нибудь мере привязать к себе человека, то через некоторое время в работу включается механизм психологического насилия.
Наиболее систематические, организованные и наиболее реформирующие методы психологического насилия называются «контроль сознания» и «реформирование мышления». В человеке ломают его собственную волю, уничтожают его личность, как основу поведения, отучают самостоятельно думать и принимать решения, превращают в одушевленный механизм с программным управлением.
Особенно сильным воздействием, приводящим к наиболее страшным последствиям, отличается коллективное психологическое насилие, когда на одного человека давят несколько. Например, во время обсуждения какого-либо вопроса мягко принуждают принять мнение большинства, когда человек еще не успел выработать своего и т.п. Сектанты достаточно умело маскируют психологическое воздействие в речевом потоке. Они зачастую специально создают на своих занятиях либо очень сонную обстановку, как на скучном уроке, либо наоборот – поддерживают слишком быстрый темп, что притупляет внимание слушателей.
Разнообразные ограничения в пище, сокращение времени сна и отдыха, которые под различными предлогами навязываются в сектах, ослабляют нервную систему и снижают способность человека противостоять давлению. Дыхательные упражнения и различные медитации также с успехом используются сектантами для увеличения восприимчивости сознания к реформирующим воздействиям. В дальнейшем способы психологического насилия становятся более грубыми, жестокими и, соответственно, более эффективными. Людей постоянно поддерживают в состоянии эмоционального и психологического напряжения, используя для этого угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерную критику, запреты на поведение и переживания, постоянное негативное оценивание. Человек может отдать в секту все до копейки, но от него все равно будут требовать большего, упрекать в жадности. В случае малейшей попытки предъявить ответные требования – обвинят в недоверии и неверии.
Систематическое создание чувства бессилия также является мощным средством психологического давления. Для этого сектанты намеренно поступают по отношению к человеку непоследовательно и неадекватно. Например, могут просто превозносить за незначительный поступок и очень прохладно отнестись к объективно полезной инициативе. Подобная непредсказуемость порождает тотальную неуверенность в себе и стремление во всем полагаться на чужое мнение.