Денис Селюн. Грязный Гарри? — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Денис Селюн. Грязный Гарри?

Новости. – 2004. – 29 сентября, 13 октября (№ 39, 41). – с. 12, 13.

ГРЯЗНЫЙ ГАРРИ?

Денис СЕЛЮН:

– Детство играет огромную роль в жизни каждого человека. Именно в этот период закладываются основы личности. Привычки и навыки, приобретенные в детские годы, оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь. По этой причине необходима тщательная забота о внутреннем мире малыша, ведь сам он пока не в состоянии определить, что для него полезно, а что – вредно. Ответственность целиком и полностью лежит на плечах родителей.

Детская литература, кинофильмы и мультипликация играют далеко не последнюю роль в формировании будущей личности. Виртуальные образы в силу самой своей природы обладают определенной степенью идеальности и по этой причине производят мощное впечатление на детское воображение и сознание, которое всегда открыто для всех воздействий. Поэтому без тщательной сортировки виртуальной продукции просто не обойтись, ведь качества воображаемых персонажей могут оставить вполне реальный отпечаток в душе вашего ребенка.

Вдвойне это необходимо в наше время, когда в литературе и кино происходит искусственное смешение понятий добра и зла, подмена одного другим. Явления и поступки, всегда однозначно понимаемые как отрицательные, преподносятся как положительные, и наоборот. Особенно ярко проявляется эта тенденция в произведениях, носящих мистическую или, в детской литературе, волшебную окраску.

Например, знаменитая эпопея о похождениях Гарри Поттера представляет детям колдовство, как интересное и увлекательное занятие, а колдунов – как людей добрых, мудрых и могущественных, тогда как колдовство и черная магия во все времена считалась преступным и постыдным занятием.

О том, что Гарри Поттер и его учителя по сути являются именно темными магами, а не добрыми волшебниками красноречиво говорят приданные им атрибуты. Одеждой, в которой маленький колдун и его товарищи ходят на занятия магией и обучаются различным заклинаниям, является черная мантия. В мифах и легендах, равно как и в классических художественных произведениях, на магическо-мистическую тематику черный цвет одежды всегда указывает только на темных магов – чернокнижников, некромантов. В качестве примера можно привести не менее знаменитую трилогию «Властелин колец».

Другим ярким показателем является то, что некоторые из учителей Гарри Поттера являются оборотнями и могут превращаться в различных животных. Оборотничество, феномен ужасный и отталкивающий по своей сути, приобретает здесь положительную окраску. Опять же, оборотнями всегда были именно темные маги в европейских странах, и злые шаманы и колдуны – в азиатских и африканских.

Хрестоматийные полеты на метле по воздуху, которым Гарри и его товарищи так смешно обучались в фильме, также являются атрибутом черных магов и особенно ведьм. Благодаря сотням мультфильмов и детских фильмов полеты на метле приобрели в массовом сознании комический оттенок. Однако, немногие знают, что согласно колдовским рецептам основным средством, необходимым для полета, является мазь, изготовленная из вытопленного подкожного жира некрещеного ребенка. Естественно, что ребенка необходимо убить. Вот такое веселое занятие.

Нечистая сила, выступающая всегда как нечто устрашающее и опасное, также начинает приобретать положительные черты. Появившийся первоначально в юмористических произведениях образ немного страшной, но на самом деле доброй и веселой нечисти из комедийного понемногу превращается в классический. «Гоголевских» колдунов и бесов – кровожадных, отвратительных, злобных усилиями множества авторов удалось превратить в «белянинских» – немного проказливых, но милых и веселых. Подобное отношение к ведьмам и нечистой силе становится очень устойчивым, фактически превращаясь в штамп восприятия.

Теле- и мультсериалы о маленьких ведьмочках занимают, наверное, уже большую половину детского эфира. Постоянно появляются новые книги о маленьких чародеях и дружелюбных привидениях. Обрастая сопутствующими товарами в виде одноименных фильмов, игрушек, компьютерных игр, подобные истории на Западе уже породили среди малышей волну интереса к магии. Под воздействием нагруженной оккультной идеологией виртуальной продукции все больше детей хотят быть колдунами, ведьмами, волшебниками и обучаться «магическим наукам», как Гарри Поттер и его друзья.

На фоне художественных произведений время от времени появляются публикации и передачи, претендующие на серьезность. Их авторы, используя для солидности наукообразный язык, пытаются доказать, что общепринятое представление о ведьмах не соответствует историческим реалиям. Они рисуют портрет доброй, мудрой, немного экстравагантной женщины, которая намного превосходит всех окружающих умом, волей, силой характера и знаниями. Преследования, которым подвергались ведьмы, ими чаще всего объясняются как зависть мужчин-шовинистов и их боязнь проиграть в «честной конкурентной борьбе».

Большинство взрослых людей относится к колдовству и ведьмам с определенной долей иронии и пренебрежения, как раз как к детским сказкам. Однако то, что дети берут пример с ведьм и хотят заниматься чародейством, должно привлечь внимание родителей. Важно знать, с кого берут пример малыши, и чем именно они хотят заниматься. Так были ли в действительности ведьмы добрыми, сильными, мудрыми женщинами, и является ли магия таким интересным и безобидным занятием, как это преподносится?

Следует пояснить, что изначально под магией понимался, прежде всего, союз с дьяволом. Сами же магические действия были направлены на причинение вреда людям и их имуществу или на достижение корыстных целей. Это заклинания, наводящие порчу на людей, скот, урожай, привороты, отвороты, поиск кладов или создание артефактов в виде неразменных денег, приобретение могущества посредством заклинаний, вызывающих симпатию у власть имущих, создание талисманов на успех во всех делах и т.п. Убедиться в этом можно, прочитав хотя бы пару древних гримуаров.

Белая магия и добрые волшебники – это выдумки нового времени, используемые для того, чтобы оправдать в глазах общества колдовство и создать ему положительный имидж. То, что маги используют личную силу, которая якобы присуща каждому человеку и которую они развили в себе путем особых упражнений – также является не более чем романтическим вымыслом.

Суть магии заключается в том, чтобы при помощи действий, совершаемых в мире духовном, добиться изменений в мире материальном. Человек же существует в мире материальном, в духовном мире он не более чем гость, или, скорее, бессильный ребенок, который ничего не знает и не может действовать без посторонней помощи. Древние прекрасно знали, что человек сам по себе не обладает сверхъестественными возможностями. Они либо даруются Богом, либо приобретаются, если есть на то Божье попущение, в результате союза с духами и демонами. Ведьмы и колдуны получали свои силы благодаря инициациям, то есть церемониям посвящения дьяволу, а не годам упорного труда над собой. Тем более что магия по своей сути подразумевает быстрый результат, исключающий приложение длительных усилий, иначе она теряет не только свою привлекательность, но и смысл существования. Соответственно, основополагающим разделом магии является установление контакта с нематериальными существами.

Цель этих контактов или магических церемоний, как уже было сказано выше, всегда чрезвычайно приземлена – это достижение чисто материального могущества – власти, денег, привлекательности для противоположного пола. Очевидно, что сильным личностям с могучей волей, какими нам представляют ведьм, нет нужды в тайных знаниях, приносящих успех – они могут достигнуть его сами, своими усилиями. Помощь духов требуется, как раз наоборот, личностям безвольным и слабым, но тщеславным и амбициозным. Как метко подметил известный исследователь оккультизма А.Э. Уэйт: «Наделить богатством, добиться любви и разжечь страсть, отыскать сокровища – вот, в основном, то, что требовалось от духов. Все это, очевидно, привлекало людей, которые не могли получить желаемое обычным путем – изгоев, неучей, слабых, одиноких, убогих, уродов, импотентов и прочих, обделенных Природой и Божьей Милостью.»

Продолжение в следующих номерах.

ГРЯЗНЫЙ ГАРРИ?

Окончание. Начало в №39.

Денис СЕЛЮН:

– «Молот ведьм», авторитетнейший источник по истории колдовства, написанный в XIV в., полностью подтверждает это предположение. Согласно наблюдениям авторов этой книги, вступают в союз с дьяволом и занимаются колдовством люди, охваченные страстями и не могущие ни противостоять им, ни удовлетворить их, т.е. бессильные.

Не отличались люди, занимающиеся колдовскими искусствами ни добротой, ни милосердием. Эти качества вообще в большей степени свойственны сильным личностям, чем слабым. Эгоистичный, зацикленный исключительно на удовлетворении собственных потребностей, человек редко бывает отзывчивым и великодушным.

Кроме того, сами занятия колдовством и магией воспитывают в человеке не доброту, а жестокость. Совершение множества магических ритуалов требовало и требует принесения жертвы. Для достижения результата колдун должен своими руками убить кошку или курицу. Иногда простого убийства бывает недостаточно, животное требуется мучить. Чем дольше мучения, тем, как считается, будет действеннее ритуал. Согласитесь, что никак нельзя назвать добрым человека, который для удовлетворения своих страстей и желаний скорее предпочитает замучить животное, чем планомерно трудиться или работать над собой.

При ближайшем рассмотрении ведьмы и колдуны оказываются личностями гораздо менее симпатичными, чем в кино и книжках. Это люди слабые, эгоистичные, тщеславные, жестокие, покорные своим желаниям, заключающие союз с существами заведомо злыми и сознательно выбирающие путь творения зла ради удовлетворения своих страстей. Вряд ли найдутся родители, согласные, чтобы их ребенок обладал подобным набором «достоинств».

Занятия магией и оккультизмом вполне могут такие качества сформировать, даже если они и отсутствовали изначально. Этот вид деятельности уводит личность в мир грез и фантазий, в котором ребенок или подросток мнит себя великим и могущественным. Занятия магией провоцируют неадекватное восприятие действительности и своего места в обществе. Пустым мечтаниям придается большая важность, чем реально необходимым делам, а собственной личности приписывается необоснованная и ничем не подкрепленная значимость для окружающих. Разительное несоответствие грез и действительности, воображаемых сил и реальных возможностей вполне может привести к кризису личности и стать источником множества психических расстройств. Нередко человек замыкается, затаив обиду на весь мир, становится злым и раздражительным. Полагая, что провалы объясняются недостаточной квалификацией, он еще глубже погружается в трясину оккультных искусств, что ведет к дальнейшей деградации.

Увлечение магией и оккультизмом чревато и другими, более трагичными и быстрыми последствиями, чем изменение личности. Желание во что бы то ни стало добиться результата вкупе с более-менее обширными познаниями и практическим опытом рано или поздно приводят «юного колдуна» к пониманию того, что своих собственных сил явно недостаточно. Для того чтобы магические ритуалы, талисманы и снадобья были действенными, необходима иная энергия, неприсущая человеческой природе.

Если энергии нег, то надо ее найти. Поиски источника колдовских сил, да и просто занятия магией, весьма часто приводят подростков в оккультные кружки, тоталитарные секты или анклавы дьволопоклонников и сатанистов, которые зачастую сами ориентированы именно на таких увлеченных новичков. Например, одна из наиболее радикальных сатанинских групп, практикующих человеческие жертвоприношения, «Орден девяти углов» (Order of Nine Angles) недвусмысленно рекомендует своим адептам внедряться в оккультные кружки для вербовки новых членов. Последствия пребывания в таких обществах зачастую бывают крайне печальными – истязания, издевательства, убийства, самоубийства, изнасилования в них нередки. Наиболее часто этому подвергаются именно новички, особенно в сатанинских группах, где их используют для жертвоприношения.

Может показаться, что автор специально сгущает краски и запугивает родителей, намереваясь одновременно с этим лишить малышей возможности окунуться в прекрасный мир волшебных сказок. Действительно, между увлечением волшебными сказками и практическим оккультизмом лежит немалое расстояние. Однако, как оказывается, его можно сократить практически до нуля.

Дело в том, что кроме книг и фильмов о Гарри Потере, выпускается множество сопутствующих товаров – компьютерных игр, игрушек, аксессуаров, в виде балахонов, волшебных шляп и палочек, книг, рассказывающих о мире Гарри Поттера. Эта продукция охватывает практически все аспекты жизни малышей. В принципе, подобный механизм эксплуатации удачной в коммерческом плане идеи используется уже давно. Например, серия фильмов «Звездные войны» очень быстро обросла полным «джентльменским набором», равно как и знаменитая трилогия Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колен». Однако существует одна немаловажная черта, отличающая совокупность продуктов на основе сказки о Гарри Потере от других подобных «наборов».

Обычно сопутствующие товары, особенно книги вроде каталога боевых космических кораблей или атласа волшебных существ, лишь подчеркиваюn фантастичность мира, выдуманного писателем, его непричастность к действительности. История Гарри Поттера, наоборот, имеет сильнейшую привязку к реальности. Автор не стала создавать для своего героя отдельной реальности, а поместила маленького волшебника именно в наш мир. Повествование подспудно настаивает на том, что магия и волшебники – это не выдумка, они существуют где-то рядом с нами, совсем близко, и если поискать, их можно найти.

Соответственно, сопутствующие книги о мире Гарри Поттера также рассказывают в простой и доступной форме о реально существующих ритуалах, взятых из древних гримуаров и современных исследований. Точность и непротиворечивость описаний принципов и практики различных магических операций в этих книгах нередко выше обычного «эзотерического ширпотреба». Фактически, можно сказать, что подобные книги являются грамотными практическими пособиями по колдовству для детей.

Наиболее опасным является то, что подобные издания, помимо оккультной информативности, насыщены призывами заниматься магией и колдовством. Практически на каждой странице ребенку в очень увлекательной форме внушают, что магия на самом деле реально существует, что это здорово и интересно, а маги и колдуны — это добрые, мудрые и могучие люди. Особенно показательно, что прямо указывается источник колдовских сил – демоны и духи, но они представляются не злобными, а несправедливо оболганными традиционной точкой зрения (читай – христианством). Говориться, что добрые маги вызывали их для помощи в своих делах, а в некоторых уважаемых странах, например, в Древней Греции, им поклонялись.

Цель авторов и продюсеров подобных изданий ясна — увлечь детей занятиями магий и оккультизмом. Зачем это нужно тоже понятно. Эзотерический бизнес сейчас приносит неплохие доходы. Желание дальновидных бизнесменов заранее подготовить потребителей для своих товаров является стратегически выгодным решением. Выгодным для них, но не для детей и их родителей.

Автор не протестует против всех сказок и фильмов про магов и волшебников, не предлагает родителям запрещать «смотреть Гарри Поттера» – это личное дело каждой семьи. Волшебство – важная составляющая детского восприятия мира, равно как и неотъемлемый атрибут всех сказок, придающий им особую привлекательность. Сами по себе книги и фильмы о Гарри Потере – не более чем очередной блокбастер на популярную тему. Хочется лишь призвать родителей не оставлять без внимания интерес детей к магии и волшебству и не следовать легким путем, предложенным «заботливыми бизнесменами». Легкий путь ведет к тяжелым последствиям. Лучше затратить десяток другой минут и объяснить ребенку Гарри Поттер – это выдуманный персонаж, а в действительности маги, ведьмы и колдуны совсем другие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.