Сергей Бирюков. Звучарь

Бирюков. Звучарь

New York: Chlen$kiy Publishing, 2004. – 28 c.

 

Copyright © Sergey Biryukov, 2004
All rights reserved.
Chlen$kiy Publishing retains permission must first _ obtained from the author in writing.
http://www.chlenskiy.com

Сергей Евгеньевич Бирюков (р. 1950) – поэт, филолог, саунд-поэт, перформер, лауреат Международного литературного конкурса в Берлине Второй берлинской лирикспартакиады, Международной литературной премии им. А. Крученых. Основатель и президент Академии Зауми, учредитель Международной Отметины имени «отца русского футуризма» Давида Бурлюка (отметиной поощряются современные авангардные авторы, а также исследователи и издатели авангарда). С 1991 по 1998 г.г. преподавал в Тамбовском госуниверситете им. Г.Р. Державина, входил в Тамбовскую лингвистическую школу под руководством профессора В.Г. Руделева. В настоящее время преподает в университете им. Мартина Лютера в городе Галле (Германия). Автор ми книг стихов и 4-х теоретических книг о литературе. Стихи автора переводились на немецкий, итальянский, японский, английский, испанский, французский и ряд славянских языков. За вклад в историю, теорию и практику русского авангарда награжден Грамотой номер один Института истории русского авангарда (Санкт-Петербург). Бирюков – член союзов российских писателей профессиональных литераторов России и театральных деятелей России.

Серия:
Библиотека Членского Журнала
Книга № 9

Редактор Серии: Алексей Даен

First Edition.
Published in the United States of America.

 

***

на Джона Кейджа
я смотрел
он старый был
с двенадцатого года
(тыща девятьсот)
и смеялся
беззвучно
как птеродактиль
он говорил что-то
но не так гладко
цепь случайностей
постоянна
анархия мать порядка

 

КИНОЭТЮД

как мотают назад кассету –
отступает Дом Бенуа
и зима отлетает к лету
и ау перейдет в уа

если руку опустишь в реку
у истока, то в дельте ея
точно вскинется встречно веку
ликом утреннего бытия…

 

***

время ближнее
в пяти минутах ходьбы
да и было бы дольше
все равно не уйдешь
от судьбы
позже-раньше
неизвестно что лучше
что гуще
как чужая звезда
(это слово на рифме
ставить нельзя !)
но пуще
опасаться того что проще
и спасаться
в воображения роще

 

О ЦИКАДАХ И БАБОЧКАХ

*
бабочка в Иерусалиме
летит как будто лезвие
разрезает плотный воздух
не столько быстро
сколь тяжело
как будто воздух здесь
олово

*
цикады в хайфе неумолчны
в прохладе но’чи
ах нет – ночи’
цикадой пой
не то молчи
вот чи
ич и

 

***

сидит на тонкой ветке
скворец
он житель вой
небесный он скворчатель
он гласных выключатель
он крылоносец темных
он радость обезьяньих

клюв его в меду

 

В, Д, А, О, И

Вэ Хлебников
Вэ Маяковский
Д’Бурлюк
А Крученых?!
А Ахматова А?!
О, Мандельштам!
И Терентьев, Терентьев
И Зданевич-Ильязд
А Туфанов?
А Чичерин (Николаевич)?
И Сельвинский?
А Блок А?
И Северянин
А Введенский?
Д’Хармс!

 

***

час ночи
что ни говори
час ночи
а не дня
а рифмы
вымерли
смотри
на тени
от огня
и Я и Ю
из двух фонем
попробуй –
j-a и j-y
и знаю сам
кому повем
Ю-Я

 

ГИМНАСТИКА РЕЧИ

Вот синька голоса
прижать
тот малый язычок
одновременно
попятив губы
«выхухоль» сказав

троп-троп
ступина

деревянного болвана
зажать освободив
одновременно речь

вот голос
вот язык

 

ИЗ РАЗГОВОРА С ПРОСТУЖЕННЫМ АЙГИ

– слово – в пространстве…
– выделяет…
– в пространстве…
– в мире слово…
– в пространстве
– слово…

 

ПЕРФОРМАНС ОДИНОЧЕСТВА В ПАМЯТЬ О ВЕЛИМИРЕ
(описание)

в полном одиночестве
в пустой комнате
плеснуть немного спирта
на дно стакана
встать посредине комнаты
повороты на четыре стороны
острая влага брошенная
в глотку
тихое произнесение имени
– проступает портрет Велимира
на стене

 

***

Тютчев
Чуть-чуть
Тучтюч
Тут и тут
Тют
Чев
Мысль изреченная есть ложь
Мысль изреченная есть вошь
Мысль изреченная ничтож
Мысль изреченная есть тож
Мысль изреченная есть что ж
Мысль из(реченная) ни что ж
Мысль из-реч-енная есть нож
Веч тют
Весь тут
Туч чуть
Чутев
Чутчев
Чев туч чев
Веч чев чуть
тюююютчееев

 

СТИХИ О ПУШКИНЕ, ОБНАРУЖЕННЫЙ ПО ПРОСЬБЕ ИГОРЯ ЛОЩИЛОВА

1.
Пушкин выходит
Пушкин входит
Анна Зернова
ждет Пушкина
она сдувает пушинки с платья
она ложится на подушки
и корсет распускает
Пушкин входит
Пушкин выходит
Анна Зернова
созерцает
окружающий мир
она понимает умом
что это чудное мгновенье
Пушкин вх
Пушкин вых
вых-вх-вых-вх
хв-вых-хв-вых-хв
хыв-вх-хыв-вх
так продолжается литература –
это аббревиатура

2.
где-то Пушкин
светлый гость
где-то Пушкин
в горле кость
где-то Пушкин
в теле грусть
где-то Пушкин
в кошке мышь
где-то Пушкин
где-то пусть
где-то Пушкин
нет – шалишь
то не Пушкин
и не мышь
то не гость
а вздоха горсть
то не пусть
а просто грусть
то не вздох
не гвоздь
не кость
накось-выкусь
и авось
Бог не выдаст
черт не съест

либо Пушкин
либо крест

3.
вот он Пушкин –
русский гений
он почти-что эфиоп
вот на белом
он чернеет
вот он Пушкин
вот он – хлоп
с печки
босый
беспартошный
держит стих
промеж зубов

вот он Пушкин
вот он милый
вот веселый не унылый
по мордам Дантеса бьет

а Дантес в него стреляет
словно птичку убивает

а народ а что ж народ
или он уже не тот

или он уж не безмол
или книги не листает
к небу голову задрав

вот он Пушкин-то
летает

 

РАДИО-СТИХ

Энрике Шмидт

Внимание!

Передаем радио-стих – и –
фьюч – вач – крч
к-р-р-р р-р-р-к
ветерок веет
für wenig

врт-твр-рвт
бдр-т-дрб-д
lirik krank

клинг-кланг
шшшшшшшш
то есть Ш
то есть хен-
рике
то есть Ш
то есть ми
дт

дтш-дтш-дтш
медленный поворот
регулятора громкости
осторожное угасание
звука

 

***

маслянистый зрачок
губ двойное событие
событие
это смежное время
меж Е и Ё
это протяжение красок
шелк и булавки
и буколики сна
ветер
сосна

 

***

проза – чистая ложь
правда – не имеет слов
начни пожалуйста (с) основ
вынь да положь
дух избегает прямых пустот
сон вылетает из рукава
ты знаешь ли точно кто это тот
кто вылепил губы вложил слова
тогда остается на берегу
беречь остатки фонем
или вычерчивать на снегу
имя с которым нем

 

ПОЕЗД ВВЕДЕНСКОГО

итак погружается поезд в ночь
в крики-лязги-скрипы
ладонь прижата к ладони
записка
колеблется сон
падает на рельсы
лунным бликом
отраженным
извне
поезд движется
или стоит
в остановленном времени
в непространственном
трансе
дрожит
расплываются пятна
на грязном вагонном стекле
это все из реальности
остальное
стальное
оста — уста
молчание крепнет
сетчатка схватывает
периферийные объекты
вбирает
и гасит
уже навсегда
это поезд
змей поезда
вспоминаешь строку
и губы шевелятся
непроизвольно
репродуцируя тишину
медленную
как воздух
вязкую
как глина
острую
как лопата
стремительную
как смерть
поезд-поезд-поезд
папироса
в конце изгорания
бурый цвет огня
у самого мундштука
эстетика последнего часа
господи помилуй нас…

 

***

едва успеешь выйти из дома
и запнешься на перекрестке
эта окрестность тебе знакома
пыльца небесная белей известки

остановись посчитай ступени
раздвинь шиповник кровавя пальцы
из ниоткуда возникнут тени
и вопрошая пройдут скитальцы

сквозь мелкий морок дождя и снега
проступит лика овал печальный
в колючий сумрак вплывет омега
внезапно вспыхнет глагол начальный

 

***

кажется что Д
это дым-дом-дум-дам
кажется что так и там
улиц ветер драм
тогда затем

вот листва

 

***

девушка погружает губы
в пену
пива в СПб
где Балтика плещет
пенноволн
так Афродита
выныривает
из семенипенн
с кружевом золотым
на лобке

 

***

ткань женская
другая не мужская –
желток неотделимый
от белка
и тут совсем недалеко
от рая
из двух холмов
и впадины
у края
где степень
рас-творенья
высока

 

***

шифровка осени
приходит весной
за солнцем
следит мрак
красота проявляется
так
из
из
из
зи

 

***

двенадцать квадратиков
зачеркнуть
найти оборот весны
ветер воет в трубах ночных
времена словно ворот
тесны
лепет невозможно понять
на каком это языке
имя твое произносит мать
ты лежишь
привязан к доске

 

***

(первой строчки нет)
но это ерунда
тем более что слюда
так прозрачна
что кажется да
а на самом деле
нет
но и это не ответ
на простой вопрос
который совсем
не прост
откуда движется небо
и земля — куда
тень материк слюда

 

***

какая свобода дева душа
рот зажат и едва дыша
ты понимаешь что пере-
мещенье
тела в пространстве
есть от-
мщенье
мне
и аз воздам
здесь только видимость
главное
там