Сергей Бирюков. Gloria tibi

Бирюков. Gloria tibi

М.: Московский государственный музей Вадима Сидура, 1995. – 16 с.

ВЕЧЕРА В МУЗЕЕ СИДУРА
Выпуск 16

 

ГИМНАСТИКА РЕЧИ

Вот синька голоса
прижать тот малый язычок
одновременно
попятив губы
«выхухоль» сказав

троп-троп
ступина

деревянного болвана
зажать освободив
одновременно речь

вот голос
вот язык

 

ОТГЛАСЫ БО

1
набоглый, листавый
сирзый, бредявый
среброкозненный
реча-вый!

2
мархупка
озёро
марсубле
морзко-морзко

3
Просил грубявые стопуды
листы крапив
укроп ветвей
я никогда не позабуду
лик светотени фонарей

4
растенье вымокшее в масле
плоды в разрезе
есть салат
века горели иу гасли
ужениктоневиноват
морщинка в уголке
под глазом
все выдаст разом и солжет
а Бог пройдет болотным газом
сквозь толщу вод

5
кабычесть равная обузе
авосисть равная бузе
береза – бузине и рузе
козел приверженный козе
вся жизнь разута
и раздета
на берег вышла
неглиже
туда-сюда –
а вот и Лета

уже?!!

6
Послушай, я не верю в то,
что это мало, это много.
Оно, конечно, да не то,
да больно длинная дорога,
да этот берег маловат
для пребывания земного,
да вечность требует затрат,
да эпиграмма, да эклога,
да-ди-да-ди, да-ди-да-да,
да Хлебников
и больше нету

7
рукав намок
вершин куста
достигла песня отдаленная
и птица легкая спрямленная
летела
да…

8
А ну как в Илиаду попадешь
иль в Одиссею
а то и раньше –
в Библию нырнешь
а то в Рассею
гляди-иди
будь крайне осторожен
неподытожен

9
кругом цвели настурции
больные
во славу тех кто был
другие
ие

10
имя – это им – я

11
бык на бок – бак,
бук
бек
а бик? а бюк?

12
рабуба сонная рабуба
разбита и уже невеба
ты знаешь что не степень куба
а луба либо супень хлеба

 

23 НОЯ 93

МОЛИВА

пульпа зуба
дышит быба
доктор – либо
тайна
ткань
перевяз
сиянь
разрыва
заживлянь.

НОЧНЫЕ
мощь обнаженного бедра
мер-цанье
тополя телесного
почти неясного небесного
невыговаривое… дра

СНОВИД
летящий лютик сна
сноп снов
видеть
сно

цветущая маковка
голубовато-серого
комочка

 

О:ДЕЛЕНИЯ

Си–сирени

ви – вишни Ли – Лизы
д – дуба
з – березы Ла – Светланы
ё – клёна

 

Со Ва

бинокулярные очки
апчхи! Сова
ее прическа
растение растерь
она молчит
подъемля коготь
дрем-
лю-
ща-
я

 

***

Что Хлебников птицей нахохлился
что Хлебников шелестящим орешником
что бобэоби
что малыш Хлебников
что Хлебников в солдатской фуражке
что Велимир в мордовской шапке
что Зангези
что шелест и шепот
что речь речи речики речики
что зензивер
зив чуив челять чул
чу-у

 

ТЕНЕЗМЫ

1
Чредою пыстынных мел
волы пустыни
бредут сил

это лепка валов
перекатка с груди на
живот
я повторяю что мел
что теченье черты

2
МолиБог устремленный
праздничновероятный
выравнивающий ранки
выплывающий
из пучины
с каплями воды
на усах
словно Эйнштейн

3
иногда имена людей
звучат как стихи

4
масло провасло
водка мри

 

ПРОЗОИДЫ

1
Ты смотришь на льдину – поднимается
льдина от взгляда – отплывает – плывет льдина
плывет – синий срез — в сущности ровным слоем
замерзшая вода. Ты находишь другой вариант фра-
зы – переселяешься в другое лето-исчисление –
льдина плывет – и уже – почти невидимая – пере-
во-рачивается.

2
Описание сумки с хлебом. Колесо политики.
Ось. Керосин пре-обладания. Тайное возник-
новение легких дуновений. Вот и впадина
ночи. Речение, речение…

3
Ты попадаешь в вихрь кажущихся противоречий
над тобой кружат соломинки / / слегка пока-
лывают легкие их коленца / / может быть
и коленца тоже легкие в том
смысле что мало весят / / невесомые вот что

вслед за этим ты входишь в письменный лес
где мелькает красная шапка подосиновика

в эту минуту дятел извлек из-под коры
немыслимого вредителя / / и позавтракал

 

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ О КОСТРОМЕ

1. Скелет стихотворения
Ю
МА
КСТРМ
КОСТРОМАМА
О-О-А
стрым
кость
Рома
КЫ
СТ
РМ

2. Оболочка стихотворения

Богиня Кострома
ОМ——————а
Кастра Ма-а-а
нет срама
а-а-гонь
горит горит

Богиня горит
говорит
солома
огонь
вода
плывет Кострома
Костромой

 

ПОЧВЕННЫЕ СТИХИ

1
небузяр обурения
парузя-мерзя
морок выт
выт!

2
Растопишь печь
голландкой называется
не так громоздка
и проста в конструкции
(и это пишет тот,
кто славил печку
русскую!)
вот-вот
растопишь печь
развеешь мысль
в дыму
в дому…

3
заготовка дровишек
распилка сухослива
удар топо
ра
щепка

4
женщина выдергивает
из
земли
фасолевый куст
растение с висящими
селедками

это у бобов
всегда непременно
плодовит стручок
пока не созреет –
сморщится перегнется

впрочем фасолевый
в землю втыкается
высохнет треснет
и вытечет семя
в лоно земное
в гумус
в плодородный слой

5
наступающий день
назовем бунь
а прошедший – дань
а сегодняшний – день
вот и будет линейно так:
дань-день-бунь
треугольно иначе
бунь
дань день
а квадратно
не выйдет совсем,
но зато, если вычертишь круг,
то получится

или

что с какого дня ни начни
все равно это будет т е н ь
отблеск усик от буковки Ц

 

***

сидит на тонкой ветке
скворец
он житель вой
небесный он скворчатель
он гласных выключатель
от крылоносец темных
он радость обезьяньих

клюв его в меду

 

С. Бирюков родился в 1950 г. Окончил филологический факультет Тамбовского пединститута. Дебютировал в 1970 г. Первая книжка «Долгий переход» вышла в 1 980 г. Вторая – «Пишу с натуры» – 10 лет спустя. Наиболее известной стала его третья книга «Муза зауми». В 1995 году вышла книга «Знак бесконечности». Сергей Бирюков – основатель и Председатель Академии Зауми. Широко известна его книга о нестандартных и авангардных формах русского стиха «Зевгма». В настоящее время преподает в Тамбовском государственном университете, продолжает заниматься теорией и историей русского поэтического авангарда.