Анна Архангельская. Проповедник

Город на Цне. – 2001. – 16 мая. – с. 5.

ПРОПОВЕДНИК

Недавно в здании областной администрации состоялось торжественное вручение «Ордена Дружбы» группе служителей нескольких христианских церквей за большой вклад в укрепление гражданского мира и . возрождение духовно-нравственных традиций.

Среди удостоенных этой высокой государственной награды – Владимир Александрович Попов – проповедник центральной церкви евангельских христиан-баптистов «Истина» Тамбова.

Об этом интересном, духовном и разностороннем человеке мой рассказ. Историю жизни людей в таких случаях принято начинать с их детства. И в данном случае не без основания.

Владимир Александрович родился в 1949 году, живет в Тамбове и считает себя баптистом е третьем поколении. Ведь еще его дед Петр Фокеевич Попов был на Тамбовщине в 20-х-30-х годах пресвитером горельской баптистской общины, активным проповедником Евангелия. Он много занимался духовным самообразованием. Но в начавшихся со стороны государства жестоких гонениях на христиан дед был арестован. Надуманность обвинений в работе контрреволюционной группы и связях поселка Лучки и села Горелое с городом Харбином (!) была налицо. Духовная библиотека пастора была уничтожена, а сам Петр Фокеевич в 1937 году был репрессирован и погиб в лагерях.

Воспитывался Володя в атмосфере веры. Духовная жизнь родственников, пример судьбы деда, чтение Священного писания приближают его к сознательному выбору в своей жизни. После армии в 26 лет он принял Святое водное крещение и с 1976 года проповедует в церкви. В это время уже не было открытого массового гонения, но власти всячески препятствовали жизни Церкви. Сознавая, что нельзя искоренить веру в Бога у взрослых, власти запрещали присутствовать на молитвенных собраниях детям. Вопреки указаниям детей продолжали воспитывать в духе веры. Но приходила административная комиссия с милицией, дети в страхе прятались под кровати, а власти налагали штрафы, угрожали лишением родительских прав. Только Бог помогал все это выдержать.

Поездки верующих для духовного общения в другие города выслеживались, их отлавливали на вокзалах и снимали с поездов. Все это испытал на себе и Владимир Александрович. Когда в начале 80-х годов в Москву приехал известный проповедник Билли Грэм, то в московскую баптистскую церковь специально для контроля пускали строго по паспортам. Накануне к Попову на дом пришел для беседы милиционер и… украл паспорт. Поездки не состоялось. В атеистической стране даже проповедь Грэма на тему «Человек не может быть счастлив без веры в Бога» считалась крамолой, за которую штрафовали. Обыски, слежки, допросы, прокуратура, суды, увольнения с работы. Вызывали в Москву к тому же следователю, который допрашивал и отца Александра Меня (за активную духовную приходскую жизнь, написание просветительской литературы и создание христианских общин). Об этом в защиту гонимых писала французская газета «Русская мысль». Наша пресса наоборот, жертв этих процессов всячески очерняла. К счастью, Попова не посадили, но у него всегда был наготове узелок с вещами. Ведь в то время – в начале 80-х годов – советской властью были организованы судебные процессы, и четыре тамбовских служителя не регистрированной баптистской общины: И. Толстопятов, А. Пудовкин, И. Числин, В. Решетов были осуждены на разные сроки. Это была одна из больных, сложных и трагических страниц в. истории Церкви.

Изменения наступили с тысячелетнего юбилея Крещения Руси, который даже советская власть не могла обойти молчанием. Переломным моментом стал 1988 год. В обществе начиналась перестройка и открылись возможности к активному духовному служению.

Церковь евангельских христиан-баптистов начинает активно участвовать в духовном возрождении города и области. Духовные собрания, концерты, посещение колоний и домов престарелых, библейские школы для детей и взрослых, духовно-просветительские вечера русской культуры в Пушкинской библиотеке, домах культуры, радиослужения. Во всем этом принимает непосредственное участие Владимир Александрович.

Требуется новый уровень образования. Он заканчивает Московский заочный богословский институт и там же начинает преподавать с 1990 года ряд дисциплин исторического и теологического цикла. Далее обучается в петербургском христианском университете «Логос» и Одесской богословской семинарии, защищает диссертацию на степень магистра богословия. Публикуются его книги об основоположниках евангельского движения в России, истории Церкви, христианской этике… И еще многочисленные публикации в христианской и светской периодике в России и за рубежом.

Следует отметить, что все это без отрыва от светской работы и служения в тамбовской церкви ЕХБ.

В. Попов стремится освоить мировой христианский опыт и обогатить свое братство и Церковь самым лучшим и ценным. Труды получают известность, и его приглашают участвовать в общехристианских международных форумах и съездах. Он посещает места служения христианских подвижников и протестантских реформаторов – Чехию, Германию, Италию, приближается к духовному опыту всемирно известной экуменической общины Тэзе во Франции. Он участвует в просветительских концертах московского камерного оркестра и хора «Логос», входящего в международную ассоциацию «Мир культуры». Активно работает в библиотеке Оксфордского университета в Англии, занимается е США научно-исследовательской программой е колледже Чикаго, летнем библейском институте в Швейцарии.

Владимира Попова отличают широта и подлинный интерес к восприятию всего ценного в мировом христианском опыте. Он с теплотой вспоминает, как в начале этого пути его благословили Алексей Бычков (руководитель союза баптистов) и архиепископ Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб).

– Бога нельзя заключить в рамки какой-либо одной конфессии, – объяснял архиепископ, – там, где верят от сердца в Иисуса Христа, признают его Спасителем и Господом, исповедуют Святую Троицу, нелицемерно любят Бога и ближнего, – присутствует истина.

Воспринимая христианство во всем его многообразии, архиепископ подолгу беседовал, делился духовной литературой, обсуждал пасторские проблемы с баптистскими пресвитерами Михаилом Цветковым и Геннадием Мукиным. Такая близость позволила Владимиру Александровичу написать работу о Михаиле (Чубе), а живая открытость стала добрым примером в духовном служении.

При награждении тамбовских служителей церкви «Орденом Дружбы» представители власти говорили о том, что сейчас взаимоотношения государства с церковью находятся на открытых позитивных позициях. И это награждение есть признание государством заслуг Церкви в деле духовно-нравственного возрождения нашего общества.

Анна АРХАНГЕЛЬСКАЯ