Николай Наседкин. Пушкин – брат Козьмы Пруткова — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Николай Наседкин. Пушкин – брат Козьмы Пруткова

Тамбовское время. – 1998. – 31 марта (№ 13). – с. 5.

ПУШКИН – БРАТ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА

За последнее время мы привыкли к сенсациям политическим, экономическим, историческим, криминальным и всяким прочим. Но случаются сенсации-открытия и в мире литературы, О них известно меньше – как-то не до литературы сейчас, да и говорится-сообщается о них в изданиях сугубо специальных, малотиражных. Вот сегодня речь и пойдет о таких литературных сенсациях. Причем большая их часть имеет непосредственное отношение к Тамбовщине.

Начнем с А.И. Куприна. Мне уже доводилось упоминать в своей книжке «От Державина до…» о том, как гордился Александр Иванович своими тамбовскими корнями. По его уверениям, фамилия Куприн произошла от названия речки Купры, на берегу которой в Тамбовской губернии проживали его предки. Но вот из книги французского филолога Жоржа де Врунэ «Юность Куприна», недавно переведенной у нас (издательство «ВАГРИУС», 1997), можно вычитать поразительный факт, о котором биографы автора «Олеси», «Поединка» и «Гранатового браслета» никогда не упоминали. Как известно, Куприн после выхода в отставку с военной службы в чине поручика а 1894 году в течение нескольких лет вел, по существу, бродяжнический образ жизни: скитался по городам и весям России, работал то грузчиком на пристани, то артистом театра, то управляющим имением, а то даже и зубным врачом.

Так вот, именно в этот период Куприн несколько месяцев обитал и в Тамбове. Де Врунэ сообщает такие подробности, что сомневаться не приходится. Будущий знаменитый писатель жил первое время в доме на Носовской прямо напротив рынка. В книге дана, фотография этого дома. Он сохранился, и в настоящее время первый этаж его занимает популярное у любителей пива кафе «Нива».

Сначала Куприн работал на ипподроме, но вскоре стал управляющим у местного богача Остроухова в имении, что под Тамбовом.

Здесь-то Александр Иванович и пережил страстный роман с дочерью лесника, который лег лотом в основу сюжета повести «Олеся»…

Увы, французский биограф Куприна не располагает подробностями, почему и когда конкретно покинул тот Тамбовщину. Жорж де Врунэ высказывает лишь предположение, что у Александра Ивановича вполне мог остаться в Тамбове ребенок, а значит, могут проживать сейчас прямые потомки великого писателя. Что ж, по крайней мере подсказана тема поисков местным краеведам, краелюбам и любителям литературы, Хочу, к слову, напомнить, что а 1960-е годы был широко известен на Тамбовщине поэт Анатолий Куприн, к сожалению, рано умерший. Не был ли он внуком или правнуком автора «Гамбринуса», «Белого пуделя» и «Штабс-капитана Рыбникова»? Добавлю, что книгу Жоржа де Врунэ «Юность Куприна» можно приобрести в Тамбове в «Книжной лавке писателя» на Центральном рынке.

Теперь – об Александре Сергеевиче. В журнале «Классическая литература» (№3 за этот год) появилась статья израильского литературоведа Арона Шулермана «Мифический поэт», которая, без преувеличения, потрясет всю читающую Россию. За недостатком места не буду подробно излагать сенсационную гипотезу почтенного филолога, а суть ее вкратце такова: великий поэт Александр Сергеевич Пушкин – это гениальная мистификация. История литературы знает примеры такого рода. Так и не доказано, например, существовал ли на самом деле легендарный Гомер, до сих пор спорят о том, является ли автором «Гамлета», «Отелло» и прочих бессмертных пьес Уильям Шекспир, да и мистификация с нашим незабвенным Козьмой Прутковым разоблачена была далеко не сразу – современники долгое время верили в реальное бытование на свете такого колоритного сочинителя.

Арон Шулерман предполагает, что и Пушкин – это тоже всего лишь литературное имя. Вернее, человек такой жил-существовал: родился а 1799 году, учился в Лицее, погиб на дуэли в 1837-м… Все, как и описано биографами-пушкинистами. За исключением одного: реальный Пушкин если и пописывал стишки, то весьма посредственные. Все началось, по версии Шулермана, с лицейского экзамена, на котором присутствовал Державин. Стихотворение «Воспоминание о Царском Селе», которое читал перед патриархом русской литературы юный Пушкин — это плод коллективного сочинения приятелей Пушкина – Дельвига и Кюхельбеккера. Придумали они это шутки ради, да и хотелось поразить великого пиита; дескать, вот как лицеисты умеют сочинять! Доверили же играть роль юного поэта Пушкину – как самому бойкому. Кстати, много лет спустя друзья Пушкина как бы проговорились, поставив в известной строке местоимение во множественном числе: «Старик Державин НАС заметил и, в гроб сходя, благословил…»

Постепенно шутка затянулась, переросла в серьезное, эпохальных масштабов дело. В творчестве Пушкина принимали участие более десяти литераторов, как бы создавая коллективно русского гениального писателя. Пушкин в поэзии -это уже упоминаемые лицеисты, а кроме них свою лепту внесли Жуковский, Веневитинов, Тютчев и даже молодой Лермонтов. Недаром потом а своем знаменитом стихотворении «Смерть Поэта» он обмолвится:

Погиб Поэт! – невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом В ГРУДИ и жаждой мести…

Какая там грудь! Реальный Пушкин, как известно, был ранен в самый низ живота, почти в пах, но юный Лермонтов приподымает реальность, романтизирует: да, русская литература была смертельно ранена в самое сердце – уже никакими коллективными усилиями второго такоготения не создашь.

Что касается прочих жанров, то здесь случай играл еще большую роль, Бывало так, что иные произведения крупных литераторов по тем или иным причинам под их именами публиковать было невозможно, и тогда они появлялись на свет под фамилией Пушкина. Так, «Капитанская дочка», «Повести Белкина» и большинство других прозаических вещей, а также «История пугачевского бунта» принадлежат на самом деле перу Карамзина. А «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» были обнаружены в архиве Грибоедова после его смерти.

И при жизни Пушкина, и уже более полутора веков после его гибели исследователи жизни и творчества поэта не перестают удивляться: какой контраст между Пушкиным-пьяницей, повесой и дуэлянтом в жизни, и Пушкиным-творцом, какая фантастическая широта жанров и тематики в его творчестве, какие удивительные перепады а стиле и слоге… Что ж, гипотеза Арона Шулермана во многом проливает свет на эти странности.

Но вернемся на Тамбовщину и в наши дни. Следующая сенсация базируется пока только на слухах. А по слухам этим, наш уже всемирно известный поэт-авангардист, критик и литературовед Сергей Бирюков резко поменял, если можно так выразиться, имидж, место жительства и творческие устремления. Вместо того чтобы перебраться на постоянное место жительства в Москву или Питер, а то и вовсе в Японию, Израиль или Америку (а для этого у прославленного поэта имелись, вероятно, все возможности), он перебрался в одну из деревень Сосновского района и взялся, говорят, обрабатывать-возделывать землю. Творчество Сергей не бросил, но напрочь отказался от авангарда и теперь пишет стихи в классическо-реалистической манере – с рифмами, ритмом и понятные по смыслу. Трудно сказать, лучше или хуже сегодняшняя поэзия Сергея Бирюкова по сравнению, скажем, с периодом «Музы зауми», но, по крайней мере, сосновская районная газета «Слово» новые творения Сергея Бирюкова публикует охотно. Так что пожелаем поэту, переживающему (если слухи верны) второе рождение, настоящих творческих успехов.

Ну и, наконец, новость, которая заставит гулко биться сердца всех тамбовских рыцарей пера и пишмашинки. Как известно, наряду с премией Букера за лучший русскоязычный роман присуждается ежегодно и так называемый Малый Букер. Причем номинация каждый раз меняется: вручалась эта престижная премия за лучший сборник рассказов, лучшему провинциальному журналу, за лучший писательский дебют… В этом году решено вручить Малого Букера самому талантливому писателю русской провинции. Причем совершенно неважно, в каком писательском союзе он состоит и состоит ли вообще. Главные критерии: творчество прозаика или поэта должно быть ярким, самобытным, заметно выделяющемся на общем фоне, имя писателя должно быть широко известно читателям-землякам.

Но для нас самое главное вот что: так как невозможно выбрать единственного из всей необъятной российской литературы, жюри решило ограничиться одним регионом. Жребий пал на Центральное Черноземье. Итак, от каждой из пяти черноземных областей необходимо выбрать одного кандидата а финальную пятерку. В конце года среди них будет определен победитель, Он-то и получит премию, которая составляет ни много ни мало – пять тысяч долларов США.

Думается, у нас а Тамбове найдутся достойные кандидаты на Малого Букера. Это, конечно, в первую очередь руководители местных отделений союзов писателей – и Российского, и альтернативного: прозаик Александр Акулинин и поэт, прозаик, критик, литературовед, эссеист, памфлетист и прочая и прочая профессор Руделев. Можно назвать и широко известного поэта Аркадия Макарова, и не менее популярного писателя-детективщика Анатолия Косневича. Серьезную конкуренцию может им составить автор многотомной исторической эпопеи «Ярмарка» и лауреат премии общества охраны природы Евгений Яковлев… Хочется надеяться, что областные газеты, радио, телевидение проведут широкое обсуждение-кандидатур. Если мы, тамбовские, завоюем Малого Букера, можно будет замахнуться и на Большого, а там, кто знает, и – на Нобелевскую премию.

Вот на этой оптимистичной ноте и закончим. С 1-м апреля, уважаемые читатели!

Николай НАСЕДКИН

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.