Валентина Дорожкина. «Предо мною – путь прекрасный…»
Ровесник. – 2000. – 24 октября. – с. 5.
«ПРЕДО МНОЮ – ПУТЬ ПРЕКРАСНЫЙ…»
Обзор стихов начинающих поэтов
Строка, вынесенная в заголовок данного обзора, взята из стихотворения Натальи Унгеровой, которую надо поздравить с несомненной удачей: ее стихотворение «Когда ветер по дороге…» можно публиковать, хотя есть одно «но». А именно: многовато глагольной рифмы. Мы уже говорили об этом, так что старайтесь, ребята, не рифмовать глагол с глаголом, разнообразьте свои произведения.
Стихотворение «К Богородице» – менее удачное, придется Наташе поработать над ним: тема очень ответственная, нужно с благоговением выразить все чувства, испытываемые пи виде святого лика.
Хотелось, чтобы все, кто пробует себя в творчестве, были посамокритичнее. Большинство авторов писем уверены, что их так называемые стихи – совершенство. Увы! Это далеко не так. О совершенстве вообще говорить не приходится. Для этого нужно очень много работать (при наличии дара, конечно). А многие не хотят даже прислушиваться к советам, которые даются начинающим авторам на страницах «Ровесника». Вот Жанна Д., например, пишет что такой любви, какую испытывает она, по словам ее мамы, никогда и ни у кого не было. Как же девушка выражает это чувство? Привожу несколько строк: «Распахни любовь мою дождем», «Но меж нами вьюги и засовы…». Или вот такое:
Ты прости, но я совсем нечайно (?!)
Вдруг влюбилась, как гроза…
Надо ли объяснять, что нельзя писать нечайно, есть слово нечаянно!.. Но дело не столько в этом, столько в том, что вместо стихов получается набор слов. Может, любовь действительно есть, но, читая то, что о ней написала Жанна, можно усомниться. Как понять такие строки:
И я сыта твоими грустными глазами,
Что редко вижу. Впрочем, ерунда!
Словом «ерунда» все сказано.
Тема любви – постоянная у всех, кто пишет в «Ровесник». Елена Б. из Мичуринска, видимо, не читала ни одного обзора и ни одного урока творчества. Иначе не получилось бы у нее такого сумбура с повторением одних и тех же слов. Судите сами, ребята, можно ли считать стихами (да еще о любви!) такие строки:
Не приходи и не проси
Меня тебя простить.
Тебе скажу я – не грусти,
Зачем тебе со мной дружить?
Ты про меня забудь,
Не думай обо мне.
Нам ничего нельзя вернуть,
Ни мне и ни тебе.
Нельзя говорить о возвышенном чувстве таким бедным языком.
То же самое можно сказать и о стихах Маши К. (Мордовский район), Наташи С. (Тамбов), Марины Е. (Пичаевский район), Оксаны Щ. (Тамбов). Опять – сбой ритма, отсутствие рифмы. Просто удивительно, что авторы упорно не замечают недостатков своих творений, никак не усвоят, что такое рифма. А если бы потрудились почитать вслух написанное, да не один раз, наверняка бы заметили (услышали!), что нескладно звучат сочетания: дела – поражена, игры – души и т.д. Совсем ведь нетрудно найти настоящую рифму к этим словам:
Дела – была – вела – светла…
Поражена – тишина – луна – весна…
Игры – пиры – дары – миры – с горы…
Души – не спеши – пиши – хороши…
Безымянные письма я не читаю, потому что не раз уже говорилось об этом. К кому я должна обращаться?
14-летняя Оксана Нефедова из Тамбова спрашивает, почему я помогаю только тем, кто пишет стихи. Не только, Оксана. У меня в «Тропинке» занимаются и те, кто пробует себя и в прозе. Они тоже получают помощь. Но когда авторы присылают свои сочинения в газету, то я делаю обзоры писем со стихами, а писатель Александр Михайлович Акулинин дает советы по прозе. Они, кстати, тоже печатались не раз в «Ровеснике».
Что касается публикации, то все зависит от того, как написано: художественное ли это произведение или набор невыразительных слов, как часто бывает. Я в данном случае говорю о возможности публикации в газете. Вы, Оксана, пишете, что заканчиваете книгу. Это серьезная заявка. Если вы читаете газеты, слушаете радио и смотрите телевизионные программы, то должны знать, что сейчас издать книгу даже профессиональному писателю очень трудно. Для этого нужны немалые средства. Это раньше автору платили гонорар, а теперь он сам должен оплачивать все расходы, связанные с изданием своих произведений… Но что говорить о таком немыслимом деле, если вы еще не прислали ни одного своего рассказа?
Ксения Лосева из Мичуринска прислала несколько стихотворений, среди которых есть такие, которые можно публиковать: «Музыка ночи» и «Лес». Остальные требуют доработки. Старайтесь, Ксения, избегать глагольных рифм, оттачивайте каждую строку. Чувствую у вас серьезное отношение к творчеству и желаю вам удачи!
Порадовал постоянный читатель «Ровесника» Александр Башкатов, Он стал студентом филологического факультета ТГУ имени Г.Р. Державина, с чем мы его и поздравляем. Из последних его стихотворений хотелось бы отметить посвящение поэту – «Велико смирение твое…» Вот несколько строк в качестве цитаты:
Вот он я, растерзанный, ору:
– Волю дай и забери обратно!
Если этой ночью не умру,
Знать, не все мне было тут понятно.
Желаю вам, дорогие ребята, удачи во всех ваших добрых делах, творческих успехов и упорства в достижении цели!
Валентина ДОРОЖКИНА, руководитель детского литературно-творческого объединения «Тропинка», член Союза писателей России.
…………………………………………………………………………………………………….
***
Когда ветер по дороге листья желтые несет,
Когда травы зеленеют и черемуха цветет.
Когда в светлом летнем небе серебрятся облака,
Когда зимние деревья одеваются в снега,
Все во мне вдруг оживает и становится светло –
В этот миг мне нужен воздух, лист бумаги и перо.
Не проходит и мгновенья – по листку бежит строка.
Вдохновляет дуновенье полевого ветерка.
Сердце бьется учащенно, и в глазах огонь горит…
Предо мною путь прекрасный в мир поэзии открыт.
Пусть не стану я поэтом, но в душе цветут сады –
Нескончаемое лето нескончаемой мечты.
Наталья УГНЕРОВА,
с. 1-я Иноковка Кирсановского района.
…………………………………………………………………………………………………….
Лес
Зелёным облаком лег на равнину лес,
И, приукрасясь барскими шелками,
Он дышит свежестью немыслимых чудес
И возраст свой не меряет годами.
Поет многоголосьем соловьев
И слушает раскатистые трели,
Весну же узнает в ворчании ручьев,
И в радостных напевах свиристели.
И весь он – величавый монолит,
И жизнь его загадочно-прекрасна,
Он что-то дивное в душе своей хранит,
Попытка же понять его – напрасна.
Он – целый мир и целая планета,
Созвездие из миллиона ярких звезд,
Дыхание изумрудного рассвета,
Так сложен он и так наивно прост.
Музыка ночи
Небо рассыпалось на куски
И поплыло, поплыло куда-то.
Дождь, раздробленный на капли тоски,
Бился о землю взрывными стаккато.
Маялась ночь среди хмурых домов,
Ветер скучал, поминутно вздыхая.
И, опустившись до самых басов,
Пел что-то грустное, душу терзая.
Как саксофон, ему вторил ручей,
Партию скрипки вела ночь-старуха,
И, наклонившись над кучкой костей,
Выл старый пес, заунывно и глухо,
А дирижером был вымокший клен,
Он все следил, где секунда, где кварта.
И с высоты, из небесных окон
Сыпались звезды хвалой музыкантам.
Ксения ЛОСЕВА,
г. Мичуринск.
…………………………………………………………………………………………………….
Рисунок и стихи из конверта
Пусть плачут свечи за людей,
А люди пусть всегда смеются.
Мир будет чище и светлей,
Когда все люди улыбнутся.
Взгляд на мир
Юли КЛИМЕНТОВОЙ,
с. 2-я Гавриловна.
…………………………………………………………………………………………………….
Поэт
Велико смирение твое,
Глубока невидимая рана.
Он всегда свободе воздает
Песнею, которой не увянуть.
Он всегда – отступник и изгой,
Он мозоль ладоней государя,
Принял что Поэта на постой,
Что кормил, как сказано, задаром.
Вот он я, растерзанный, ору:
– Волю дай и забери обратно!
Если этой ночью не умру,
Знать, не все мне было тут понятно.
Тише, боль! Кровится злоязык
Мудреца, зажатый меж зубами.
Я Телец, а это значит – бык,
Облака прознающий рогами.
Александр БАШКАТОВ,
первокурсник ТГУ им. Г.Р. Державина.