Сергей Левин. Небритый Михалков и молодящийся Меньшиков — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Сергей Левин. Небритый Михалков и молодящийся Меньшиков

Город на Цне. – 2001. – 17 января. – с. 7.

НЕБРИТЫЙ МИХАЛКОВ И МОЛОДЯЩИЙСЯ МЕНЬШИКОВ

Новогодние праздники — а они продолжаются у нас добрую половину января — были, как и всегда, отмечены не только обильным принятием на грудь большей частью населения нашей страны энного количества спиртных напитков, но и весьма разносторонней телепрограммой, призванной усладить вкусы самой взыскательной публики.

Телесобытием номер один, по мнению многих критиков, стал показ широко разрекламированного фильма Никиты Сергеевича Михалкова «Сибирский цирюльник», который уже успел совершить пробег по всей стране и, кстати, не миновал даже Тамбов. Неудивительно, что все, кто не успел еще познакомиться с этим «шедевром», собрались у экранов своих «ящиков», дабы вкусить от знаменитого плода отечественной киноиндустрии.

Необходимо заметить, что «Цирюльник» поступил в прокат со слоганом «Он русский. Это многое объясняет». На самом деле это объясняет очень мало, так как фильм явно рассчитан преимущественно на западную аудиторию. Во-первых, больше половины времени герои киноленты разговаривают на английском языке. Во-вторых, некоторые диалоги являются точными кальками с американских мелодрам (например, героиня рассказывает трогательную историю о том, как в детстве ее изнасиловали, вследствие чего не сложилась судьба и т. д. и т. п.). В-третьих, все попытки режиссера отразить «загадочную русскую душу» сводятся к показу запоя персонажа очень хорошего актера Петренко и к линии любви тоже хорошего, но уже давным-давно вышедшего из возраста своего героя всенародно любимого актера Меньшикова.

Конечно, кино снято с большим размахом. Свыше 30 миллионов долларов потрачены на съемки не впустую (не стоит забывать, что доллар «у них» совсем не то, что доллар «у нас»). В фильме много, иногда через край, красивых сцен, великолепных пейзажей, впечатляющих декораций, дорогих актеров (нашенских и иноземных). И среди всего этого великолепия красавец Михалков с накладной бородой в роли императора на коне, его же любимая дочурка в эпизоде, вставленная просто так, для того, чтобы было, и вкрадчивый голос Никиты Сергеевича, в течение всего фильма переводящий речь аглицкую на неуклюжий русский диалект.

История любви, рассказанная в «Сибирском цирюльнике», бесспорно, красива, как красива любовь вообще. Поэтому, если рассматривать фильм как мелодраму, он выше всяких похвал. По окончании просмотра впечатлительные женщины вытрут слезы, а мужчины тяжело вздохнут — верный индикатор того, что предполагаемый создателями эффект достигнут. Некоторые люди с удовольствием пересмотрят кино снова, возможно, купят видеокассету. «Да-а-а, — скажет кто-то, — вот она какая, загадочная русская душа». И на этом впечатления будут исчерпаны.

Претензия Михалкова на эпохальное кино не реализовалась. Его «Сибирский цирюльник» гораздо ближе к «Титанику» Камерона, чем к «Амадеусу» Формана. Зрелищность — не показатель глубины, а внешний эффект всегда слабее и примитивнее внутреннего, поэтому при всем уважении к отечественному кинематографу и Никите Михалкову как его представителю можно сказать, что в данном случае цель далеко не оправдана весьма и весьма крупными средствами на ее создание и культивирование (последнее, если хотите, производное от слова «культ»).

Сергей ЛЕВИН

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.