Сергей Левин. Пришествие юродивых — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Сергей Левин. Пришествие юродивых

Город на Цне. – 2001. – 4 апреля. – с. 7.

ПРИШЕСТВИЕ ЮРОДИВЫХ

Странные тенденции все чаще проявляются в культуре. Бесспорными фаворитами крупных кинофестивалей становятся фильмы, вызывающие у зрителей отвращение и чувство, близкое к гадливости. Позднее эти фильмы выходят на видео в серии «Кино без границ» или бывают показаны поздней ночью, когда большинство любителей нетрадиционного кино спит, не выдержав схватки с усталостью.

Одним из таких фильмов явилась лента «Идиоты», получившая энное количество наград на энном же количестве фестивалей, нашумевшая своей скандальностью и нетрадиционным сценарием, который, впрочем, можно пересказать в нескольких фразах: группа молодых людей живет на загородной вилле и периодически совершает вылазки в город, изображая идиотов (имеется в виду, конечно, не скудоумие, а неизлечимая и страшная болезнь психики). Фильм наполнен едва ли не порнографическими сценами и моментами, рассчитанными исключительно на эпатирование зрителя. Кроме этого, в «Идиотах» нет ничего.

Конечно, можно подобно многим неформальным и ОЧЕНЬ прогрессивным кинокритикам говорить о «неофрейдистском влиянии и амбивалентном восприятии режиссером «Идиотов» юнговских архетипов, которое связано, очевидно, с ницшеанским определением Бога-творца как идиота», но лучше воздержаться от подобных комментариев и не искать смысла там, где его нет.

Подобный же продукт начинает производить и российский кинематограф, в последнее время особо чутко реагирующий на западные новинки. Например, фильм режиссера Балабанова («Брат» и «Брат-2») «Про уродов и людей», посвященный зарождению отечественной порнографии, оставляет тягостное впечатление и может ввергнуть неподготовленного зрителя в состояние глубокой депрессии — настолько безысходно сие творение, показанное нам однажды ночью на РТР. Что это — кризис жанра или голый эпатаж?

Даже в таком, казалось бы, совершенно не экстремальном жанре музыки, как поп-эстрада, появились свои герои-юроды, возводящие в культ свое безобразие и делающие на него ставку как на главный элемент имиджа. Так, беззубый, мерзко накрашенный, ряженный в женское белье Шура — завсегдатай столичных ночных клубов и дискотек, частый гость радиостанций и телестудий — является классическим примером юродивого, которые почему-то издревле нравились русскому народу. Но все было бы ничего, пел бы он и пел свои глупенькие шепелявые куплеты о луне, летних дождях и пр., но когда сие пугало начинает едва ли не проповедническим тоном вещать со сцены: «Твори добро», поневоле задумываешься: что этот, с позволения сказать, поп-певец вкладывает в понятие «добро» и можно ли воспринимать подобный призыв всерьез?

Искусство гниет. Расширение процесса распада заметно и в кино, и в попсе, и в литературе (Владимир Сорокин и его омерзительное «Голубое сало»). К сожалению, данные примеры далеко не единичны. Возникает тот самый набивший оскомину вопрос: что делать? Бороться с загниванием? Но существует немало образованных людей, признающих «Голубое сало» гениальным творением искусства. Так что единственным возможным способом сопротивления является выбор: не нравится — не читай, не слушай или не смотри, помни, что нервные клетки не восстанавливаются. И пусть проблемы с болезненностью сознания останутся только у производителей таких «подпорченных» продуктов…

Сергей ЛЕВИН

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.