А. Шепелев. Пообедайте с фюрером, и вы узнаете, кто убил душу ребенка — Студия «АЗ» / Академия Зауми

А. Шепелев. Пообедайте с фюрером, и вы узнаете, кто убил душу ребенка

Город на Цне. – 2001. – 14 ноября.

ПООБЕДАЙТЕ С ФЮРЕРОМ, И ВЫ УЗНАЕТЕ, КТО УБИЛ ДУШУ РЕБЕНКА

«Застольные разговоры Гитлера» – так называется книга Генри Пикера, журналиста, волею судьбы оказавшегося в 1941-42 гг. одним из приближенных фюрера (буквально: он сидел с ним за одним столом в узком кругу партийных бонз). Первое издание «Разговоров» – в Германии в 1951 году – произвело на читателей шокирующее впечатление. Спустя полвека книга появилась у нас. Теперь россиянина шокировать чем-нибудь Практически невозможно, однако Издатели на всякий случай позаботились о надлежащей «упаковке»: подзаголовок «массово-политическое издание», название серии – «Тирания», предисловие, в котором подчеркивается однозначность отношения к фигуре Гитлера в стиле нашего знаменитого земляка Николая Вирты: «Уже к двадцати трем годам Гитлер был сложившимся мракобесом». Очевидно, что для тех, у кого «Майн кампф» – настольная книга, появится еще одна – своего рода «лекции профессора Гитлера», и этому помешать нельзя. Вопрос в том, как подать более объективно и научно образ Гитлера – личности исторической и харизматической, а не вклинивать, простите, в каждое подстрочное примечание: «Гитлер – дурак!» «В общем-то, – вздохнет историк, – в нашей стране издавались еще и не такие книжки!»

«Застольные разговоры» (а вернее, монологи, так как фюрер любил «проповедовать») составлены из двух частей: выписки из стенограмм министерского советника Генриха Гейма, сделанные Пике-ром, и записи и реконструкции высказываний «босса», сделанные самим Пикером. На мой взгляд, первая часть значительно интереснее, поскольку это «лекции» по философии, истории, искусствоведению, психологии, педагогике… В то время как вторая часть изобилует в основном военно-патриотическими выкладками. Речевой стиль вождя крайне прост (хотя и со скидкой на пересказ), а вот стиль мышления крайне неординарен, так сказать, с поправкой на гениальность (недавно в США в секретных архивах обнаружили записи врача-психиатра Гитлера, в которых тип личности последнего определен как «балансирующий на грани между безумием и гениальностью»!). Иногда забываешься: кажется, что читаешь Цезаря, Цицерона, Шопенгауэра, Ницше… Современным политикам есть чему поучиться! «Гитлер и дети» – особенно интересная тема (вспомним, например, тему «Ленин и дети»). Ни один педагог-новатор не дает ребенку такой свободы, как создатель супертоталитарного Третьего Рейха:

«Если у кого-то проявляется в какой-либо области ярко выраженный талант, зачем требовать от него еще каких-то знаний? Еще сорок лет назад история в школе представляла собой набор дат правления королей, войн и географических открытий. У ученика не было никакой возможности получить общее представление о мире. Но если предмет вел к тому же бездарный педагог, то это превращалось в пытку

Но это же противоестественно: если кто-то получил по какому-нибудь предмету «неуд», почему он уже не может стать тем, кем хотел бы? Если приглядеться к учебному материалу в школах, то следует сказать, что значительный процент его просто бессмыслен: он убивает душу ребенка».

Последняя фраза должна убить любого педагога наповал: кому из них знаком такой термин как «душа ребенка»? Есть у великого фюрера «убийство» и для историков, и для химиков, и для биологов и… для евреев и русских. Известный психоаналитик Вильгельм Райх в своей книге «Психология масс и фашизм» в 1933 году (!) писал, что массы бессознательно хотели фашизма, этот строй не мог быть навязан им против их воли. Адольф Гитлер объявил себя новым мессией, а учениками его были простые смертные, которые убили в себе душу ребенка. Хотел ли сам «босс» убить эту душу, решайте сами, читая или обедая с книжкой.

А. ШЕПЕЛЕВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.