В. Листов. Век русского самиздата — Студия «АЗ» / Академия Зауми

В. Листов. Век русского самиздата

Город на Цне. – 1998. – 5 августа. – с. 11.

ВЕК РУССКОГО САМИЗДАТА

В. ЛИСТОВ

Книгу «Самиздат века», вышедшую в серии «Итоги XX века. Взгляд из России», можно назвать и самой трагической, и самой оптимистической. Оба определения объясняются просто. Впервые в таком масштабе в рамках одной книги (более тысячи страниц формата 60 х 84) представлена картина подавления интеллекта и художественного дара. Но это и картина сопротивления!

Составители А. Стреляный, В. Бахтин, Г. Сапгир, Н. Ордынский подняли потрясающие образцы мысли и художества буквально «из-под глыб» – так назывался знаменитый самиздатовский сборник, так назван один из разделов книги. Этот раздел открывается большой исторической работой известной правозащитницы Людмилы Алексеевой «История инакомыслия в СССР» и продолжается многочисленными документами и материалами на тему, стоившую многим и многим свободы, а часто и жизни. Документы процессов, письма в защиту, свидетельства о положении в советских лагерях и психбольницах (60-70-х годов), аналитические статьи о советском «социализме» – все это ходило в самиздате. Круг читателей был не очень велик. Но именно это осталось как свидетельство сохранения достоинства, как пример.

Второй важный план книги — это стихи. Поэзия — одно из природных богатств России, наряду с нефтью, газом и лесом. Здесь же впервые представлен громадный пласт — «Непохожие стихи», собранные поэтом, долгие годы находившимся в самиздате, Генрихом Сапгиром. Он пишет: «Поэтов много, больше двухсот. И я старался показать именно тех, которые, так или иначе, имели отношение к самиздату и тамиздату. Не думаю, что охвачены и упомянуты все. Это требует долгого и вдумчивого исследования. И такие исследователи, уверен, найдутся. Россия — страна поэзии, была и остается. Широкие движения чувств колеблют ее равнину. Поднимаются эмоциональные вихри. И все это остается в языке и в культуре».

Понятно, что в первую очередь здесь представлены московские и питерские авторы. Именно в столицах, где была сосредоточена вся интеллектуальная и художественная жизнь, самиздат активно циркулировал. Провинциальные авторы, если и получали известность, то через те же столицы. Так, скажем, «Уктусская школа» из тогдашнего Свердловска (60-х годов) была неведома именно потому, что не вышла за пределы своего города и круга. А те же свердловские авторы – Ры Никонова и Сергей Сигей, переселившиеся в 70-х годах в город Ейск Краснодарского края, продолжая занятия самиздатом, но с выходом на Москву и Ленинград, получили уже мировую известность (по иронии судьбы Никонова и Сигей жили в Ейске на улице Свердлова!). Вполне закономерно и то, что в антологию вошел единственный представитель Тамбова – поэт Сергей Бирюков, чьи стихи ходили в рукописях в Москве еще в 70-е годы, а он сам участвовал в квартирных чтениях.

Генрих Сапгир (вместе с редакторами раздела И. Ахметьевым и В. Кулаковым) создает свою поэтическую карту минувших десятилетий, лишь отчасти пересекающуюся с той, что создал Е. Евтушенко в своей антологии «Строфы века». Безусловно, что без учета этой карты уже невозможно представить российское поэтическое пространство XX в., особенно второй его половины.

Как, впрочем, и без учета того пласта фольклора, создававшегося в колхозах и на заводах, в советских концлагерях и научно-исследовательских институтах, в армии и в рок-тусовках. Этот пласт представил в книге крупнейший собиратель фольклора Владимир Бахтин. Раздел просто потрясает явленной талантливостью в большинстве случаев безымянных авторов.

Вот спасибо Сталину –
Сделал меня барыней:
Я и лошадь, я и бык,
Я и баба, и мужик.

В этой частушке жизненной правды и художественного мастерства больше, чем во всех грандиозных поэмищах многочисленных лауреатов сталинских и ленинских премий, чьими томами завалены библиотеки от Кушки до побережья Тихого океана.

То же можно сказать о представленных в антологии работах российских художников, в том числе и безымянных лагерных. Обширная подборка репродукций показывает, что российский XX век в своем визуальном воплощении только открывается – трагический и великолепный.

В заключение народное двустишие:

Есть обычай на Руси:
Ночью слушать Би-би-си.

Это был еще один канал для самиздата, тщательно глушившиеся «вражьи голоса», которые, между прочим, не только по необходимости любили слушать работники КПСС. В последние годы количество слушающих русскоязычные радиостанции Запада резко упало. Не дай Бог, чтобы этот обычай повторился. А вот самиздат не прекратится. Эстетический самиздат был и в начале века, продолжается и сейчас. Выход в Интернет – частный случай. Для индивидуального творчества он мало подходит. А «непохожие» авторы были и будут всегда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.