А. Федулов. Авангард. Продолжение процесса — Студия «АЗ» / Академия Зауми

А. Федулов. Авангард. Продолжение процесса

Тамбовская жизнь. – 2001. – 8 сентября. – с. 4.

АВАНГАРД. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЦЕССА

В московском издательстве Руслана Элинина вышла книга «Поэзия русского авангарда» нашего земляка, известного литературоведа Сергея Бирюкова, ныне преподающего в университете г. Халле в Германии. В аннотации говорится, что она «сочетает в себе информативность учебника, образность и ассоциативность художественного текста, инновационность научного труда и окажется полезной учителю и ученику, доценту и студенту, читателю и писателю». Книга уже получила отклики в прессе. Л. Вязмитинова, например, в журнале Библио-Глобус» (№ 6) пишет: Можно сказать, что мы имеем дело с поэмой, даже с гимном, пропетым во славу волшебного и непостижимого таинства языка и поэтов, пытающихся приобщиться к этому таинству и приобщить к нему других».

Надо сказать, что и прежние Бирюкова отличаются тем же, поскольку автор хранит верность известной формуле: все жанры хороши, кроме скучного. И в этот раз ученый нашел нестандартную форму, организовав содержание по принципу музыкально-драматической пьесы, тяготеющей к опере. В «Предуведомлении» он пишет: «Музыкально-театральная форма избрана именно потому, что такая форма, во-первых, наиболее адекватна авангардной поэзии, во-вторых, не дает возможности для окончательных оценок, а, напротив, дает простор фантазии в каждом конкретном случае. Осмысление различных поэтических миров — сложный, длительный процесс. Цель этой книги — дать начальный импульс к постижению поэзии XX века и одновременно сократить путь к тому пласту российской культуры, который именуется авангардом».

Авангард, на мой взгляд, это перманентный процесс в искусстве (да и в целом в жизни), благодаря которому оно не превращается в болото эпигонов. Авангардным, например, было введение рифмы в поэтический текст, авангардным же явлением стал отказ от нее. То есть почти у каждого признака, которым обычно характеризуется авангардность, есть в истории свои предтечи и можно обнаружить даже сложившиеся традиции того или иного принципа-приема организации текста.

Прав Пушкин — и сейчас мы все еще ленивы, не любопытны. Нам милее тысячный оттиск с оригинала, но признанного, чем оригинал, требующий от нас усилий стать творцом — первооткрывателем.

Книга Сергея Бирюкова помогает освободиться от некоторых заблуждений, демонстрируя непрерывность литературного процесса в его преемственностях и отталкиваниях. Не говоря об оригинальном тексте, уже сама механика книги — разбивка, названия глав, обширные цитаты из текстов и сам подбор имен подводят к мысли о непрерывности в искусстве, об одновременном сосуществовании разных течений, развивающих разные традиции, о сцепленности, казалось бы, несоединимого и о том, что искусство — это единый организм. Развивая его, даже для удобства изучения, на символизм, футуризм, постмодернизм, концептуализм и пр., важно не обособиться в каком-либо «…изме», ибо такое обособление ставит под сомнение дееспособность искусства.

Логическим завершением книги является ее вторая часть — «Избранные страницы русского поэтического авангарда». В ней представлены тексты 41 поэта, среди которых сам Бирюков и два тамбовских автора — классик палиндрома Николай Иванович Ладыгин и автор этих строк. Книга приметна и объемом — в ней около 300 страниц, и в супрематическом стиле обложкой Елены Сухоевой. На клапане воспроизведен фотопортрет Сергея Бирюкова работы известных тамбовских фотохудожников Бориса и Алексея Ладыгиных.

А. ФЕДУЛОВ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.