В. Руделев, И. Овсянников. «Песня революции»
Тамбовская правда. – 1982. – 22 августа.
«ПЕСНЯ РЕВОЛЮЦИИ»
О КАРТИНАХ ХУДОЖНИКА В.И. ШЕМЯКИНА
Автобус бежал вдоль долгого Кубанского озера. Ромашковая дорога была похожа на убранную к свадьбе невесту. Светло-коричневое холодноватое поле, худые чернявые сосенки, настырные домишки, похожие на загулявших монахов в надвинутых на глаза клобушках, – все это отличалось от привычного, тамбовского, теплого. И вдруг… Показалось знакомым, уже виденным однажды молчаливое собрание расчесанных на пробор северорусских изб-пятистенок, с подведенными синевой ставен глазками окон.
Это была окраина вологодского городка Кириллова, так дивно и искусно повторенного на полотнах нашего тамбовского художника Виктора Ивановича Шемякина. Нет, художник не родился в этом крае. Он прочитал о северных русских городах и селах, может быть, у поэта Николая Рубцова. Только каждый год манят его к себе насупившиеся вологодские избы и серебряные поленницы дров, кареокие лужицы на лесных дорогах и Великое озеро, дивные Дионисьевы фрески в Ферапонтовом монастыре.
Проведя лето на вологодской земле, художник привозит груду полотен. Им нет еще названий, они пока не картины. Да и будут ли ими? Поступают спешные заказы. Красивая рамка картины – тоже не посторонних рук дело. Из школы прислали приглашение. Художника просят рассказать о себе, о работе, о творческих замыслах…
Разве хватит жизни, чтобы воплотить в полотнах эти далекие и близкие замыслы! Впрочем, художник еще очень молод, ему нет и сорока лет. А ведь были уже заметные и замеченные успехи. Виктор Иванович показывает нам в своей мастерской картину 1978 года, которая называется «Песня революции». Наверное, нужно работы художников смотреть не только на выставках. Тогда, в 1978 году, картина «Песня революции» не показалась нам такой сильной и значительной, какой она представляется сейчас.
…Натянутый на гвозди кумач над грубым помостом-сценой. Гармонист и играет и что-то высматривает вдали: может быть, час назад он лежал в сыром окопе, отстреливаясь от беляков. А сколько еще будет этих отбитых им атак. Но усталые заводские ребята, которые слушают концерт, должны доверять своей Красной защитнице, должны верить в ее мощь и несокрушимость. Именно поэтому так громко поет второй красноармеец, сжав кулаки и закрыв глаза от охватившего его самого трепета. Чем больше смотришь картину «Песня революции», тем больше находишь в ней так много говорящих деталей. Художник нескончаем в картинах и нескончаемо творческое воображение тех, кто всматривается в это содержательное полотно.
А Виктор Иванович ставит и вешает и дает в руки иные полотна. Сколько их! Тут и портреты полюбившихся ему людей («Женский портрет» 1974 г., «Гармонист» 1975 г.), и близкие сердцу предметы («Верстак» 1978 г., «Столярные инструменты» 1972 г., «Натюрморт с самоваром. Весна» 1978 г.). Рубанки, стамески, серебристые стружки… И снова северорусские избы, флаги на залитых дождем крышах, тихая женская фигурка в красном плаще возле красивого двухэтажного дома, что виден из окна мастерской художника. И опять избы, избы, люди, люди…
Художник В.И. Шемякин хорошо известен, несмотря на свою молодость. В книге «Художники тамбовского края» В.И. Михайлова помещено несколько репродукций его картин. Особенно яркой и сочной оказалась картина «Серебряный день»: серебряные облака, серебряная поленница дров, серебряные ставни дома, серебряные курочки на переднем плане – и их ярко алые гребешки! Картина написана хорошим, большим мастером – пусть его талант и не раскрыт еще вполне.
Мы покидаем мастерскую художника полные радостных чувств и светлых раздумий. Нам вдогонку несется чистый запах серебряного утра, клокотание дождя, скрип полениц, шелест флагов на деревенских двускатных крышах, громкая песня красноармейца, сжимающего кулаки. О чудесный, несравнимый мир искусства!
В. РУДЕЛЕВ.
И. ОВСЯННИКОВ.
На снимке: фотокопия работы В.И. Шемякина «Песня революции».