С. Бирюков. Певец гражданской чести — Студия «АЗ» / Академия Зауми

С. Бирюков. Певец гражданской чести

Тамбовская правда. – 1983. – 8 апреля.

ПЕВЕЦ ГРАЖДАНСКОЙ ЧЕСТИ

К 1971 году мы, несколько студентов филфака декламировали в одном из залов областного краеведческого музея стихи Алексея Михайловича Жемчужникова. Организатор этого вечера, посвященного 150-летию со дня рождения поэта, наш преподаватель Галина Петровна Курточкина произнесла тогда вступительное слово, из которого помнится и посейчас сказанное с убежденностью: стихи Жемчужникова живы, и мы еще не раз будем к ним обращаться, открывая в них новые глубины.

Сейчас, когда исполняется 75 лет со дня смерти выдающегося поэта, думаешь о жизни его слова. «Звук старинного мотива» отзывается очень близко.

У тамбовчан особое отношение к этому поэту. Последние годы жизни А. Жемчужников провел в Тамбове. Сохранился дом, в котором он жил, его именем названа одна из улиц города. Многие любители поэзии дорожат сборником Жемчужникова, выпущенным Тамбовским книжным издательством в 1959 году. Составил это первое послереволюционное издание журналист Б.И. Илешин.

В Тамбове и селе Ильиновке Кирсановского уезда, где жила дочь поэта Ольга Алексеевна Баратынская, Жемчужников писал свои последние песни – полные элегической грусти и просветленности духа:

Как мне для» мысли облик нужен,
Так мысль под формой мне нужна;
Мой ум с веселым смехом дружен,
И грусть душе моей родна…

Здесь же в 1897 году он написал и свое о Завещание» – блестящий пример гражданской лирики. Взывая к поэту, которому он мог бы передать «не знавшее побед, но незапятнанное знамя». Жемчужников пишет:

О, как живуча в нас и как сильна та ложь,
Что дух достоинства есть будто дух крамольный!..

И далее:

Там правды нет, где есть привычка рабской лести;
Там искалечен ум, душа развращена…
Приди: я жду тебя, певец гражданской чести!
Ты нужен в наши времена.

Шестью годами раньше поэт пишет стихотворение «Всем хлеба!», в котором сфокусировались главные мотивы его гражданской лирики:

Рабочий люд едва не весь
На нашей родине – без хлеба.
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь!»
Так он, голодный, молит небо.
О, братья! Хлеба – беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного – нам,
Стоящим – вне толпы голодной!..
…О, никогда и никому,
Кто льстит вам, братья, вы не верьте!
Без пищи умственной – уму
Грозит беда голодной смерти.

Так уж повелось, что поэтов и писателей в историк литературы заносят по разрядам, определяют им места. Но поэтическая работа – не спортивные состязания. Алексея Михайловича Жемчужникова больше знают как одного из соавторов сочинений Козьмы Пруткова. Но он был самостоятельным поэтом редкой лирической силы, едкой иронии и стойкого чувства собственного достоинства.

Жемчужникова высоко ценили люди равные по убеждениям и по приверженности к поэтическим стилям: Л. Толстой и П. Якубович, Н. Некрасов и М. Салтыков-Щедрин, И. Бунин и В. Брюсов. Дело в том, что Жемчужников, не желая плестись в хвосте у лириков гражданских или чистых, выработал стиль самостоятельный. У него есть стихи, в той или пион степени близкие к образцам поэзии Некрасова или, например, Полонского. Но главные его достижения совершенно оригинальны. Жемчужников обладал особенным юмористическим и сатирическим даром. Его сатирические стрелы бьют точно в цель – в невежество, в бездуховность, в шовинизм.

Современный Жемчужникову критик верно заметил, что «для культурной летописи второй половины XIX века стили его – драгоценный материал». С начала 1870-х годов и до начальных годов следующего века Жемчужников непрестанно анализирует в своих стихах состояние общественной жизни, где, по его определению, «прочность убеждений – бремя, где подвиг доблести – донос», а «эпохи знамение в том, что ложь бесстыжая восстала и в быт наш лезет напролом наглей и явней, чем бывало…», где «шут носит званье гражданина, а гражданин слывет шутом», где «нахальным светит произволом невежды рабская душа».

Если мы обратимся к произведениям Некрасова, Салтыкова-Щедрина, к демократической критике того времени, вникнем в смысл журнальной полемики, то увидим, насколько точен был в своих оценках Жемчужников.

Алексей Михайлович писал в «Завещании»: «И сам я с юности не раб». Еще достаточно молодым он удаляется от службы, на которой вполне бы мог сделать карьеру, и живет большей частью либо за границей, либо в русской провинция, в деревне. В конце жизни он воспел ярко оригинальную красоту природы Тамбовщины. Невозможно не процитировать один шедевров его поздней лирики – стихотворение «Липы»:

Нет мне сегодня приюта милее,
Как этих лип благовонных приют!
Всею нарядной семьею в аллее
Липы цветут!

Жемчужников ставил рядом понятия красоты и гражданской чести. Потому что честь и достоинство есть красота, так же как бесчестность есть безобразие. Поэт Жемчужников явил нам пример того, как можно, живя вдали от столиц, оставаться на уровне самых острых проблем времени, не впасть в провинциализм «средь… умственных степей». Именно твердость и благородство его убеждений отмечены в телеграмме Льва Толстого, посланной поэту в 1900 году: «Очень радуюсь случаю напомнить тебе о себе сердечным поздравлением с твоей твердой и благородной пятидесятилетней литературной деятельностью. Поздравляю себя с тоже почти пятидесятилетней с тобой дружбой, которая никогда ничем не нарушалась».

Свет поэзии Жемчужникова – это свет яркой, благородной души, свет истинной культуры. Он прожил долгую, полную поисков жизнь. На его долю выпала трудная миссия – соединить два века русской поэзии. Эту миссию он исполнил с честью.

С. БИРЮКОВ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.