Сергей Бирюков: искусство – это вызов — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Сергей Бирюков: искусство – это вызов

Послесловие. – 1994. – октябрь (№ 13).

СЕРГЕЙ БИРЮКОВ: ИСКУССТВО – ЭТО ВЫЗОВ

Недавно «Общая газета», «Известия», «Молодая Сибирь» и ряд других изданий опубликовали отклики на киту нашего земляка – поэта и литературоведа Сергея Бирюкова. Книга называется «Зевгма. Русская молит от маньеризма до постмодернизма», она вышла и столичном издательстве «Наука». Достать ее невозможно, потому что она распространяется бесплатно в учебных заведениях крупных городов, в которых проводится эксперимент по программе «Обновление гуманитарного образования в России». Но, благодаря автору, она есть в областной и пединститутской библиотеках. Мы попросили Сергея Бирюкова рассказать о том, как родилась эта книга, и объяснить причину ее сенсационного успеха.

– В 1992 году Министерство образования России и Фонд «Культурная инициатива» объявили конкурс учебников нового типа. Я оказался в числе двух тысяч человек, принявших участие в этом конкурсе. Прошел три тура и в конце 93-го года уже держал в руках верстку учебника. Темпы невероятные. Все книги, которые мне приходилось издавать до этого, лежали в издательствах десятилетиями. Конкурс был строгим, в результате отбора к изданию было принято 200 учебников. Задача этого мероприятия, как я понимаю, была в том, чтобы предъявить школе и вузу новый материал, новые идеи преподавания. Мне не надо было что-то специально выдумывать, поскольку я давно занимаюсь так называемыми «нестандартными» и «экспериментальными» формами русской поэзии, прочитал на эти темы массу лекций, опубликовал десятка два статей, собрал богатую коллекцию русской поэзии. В течение десяти лет я вел литературную студию при тамбовском Доме учителя, где апробировал некоторые идеи, которые потом закрепил уже в институте.

Успех книги связан, на мой взгляд, с целым рядом причин. Сейчас в России настоящий образовательный бум. После долгих лет тяжелейшего единообразия приходит наконец время разнообразия. Оживают религия, искусство, как самостоятельные формы духовной жизни. Мы все прекрасно помним, как при советской власти религия искоренялась, а искусство пытались сделать служанкой идеологии. Между тем искусство – это вызов человеку – и тому, кто создает произведение, и тому, кто его читает, смотрит. Бог как бы спрашивает – можешь ли ты этому соответствовать? Я дал тебе (человеку) колоссальные возможности, как ты ими воспользуешься? Да, в искусстве может быть прямой социальный протест, может быть описание данных явлений, событий и т.д. Но главное для искусства – это открытие небывалого, проникновение в такие глубины человеческой психики, физики, душевной жизни, которые остаются как бы скрытыми. С этой точки зрения меня и интересуют различные формы поэзии, которые существуют с глубокой древности и – то затухают, то ярко проявляются. Судя по всему, это интересует не меня одного. И подходы тут могут быть самые разные. Вероятно, можно идти через оккультизм и мистицизм, что меня интересует очень опосредованно. Я полагаю, что область Бога светлая и предпочитаю идти этим светлым полем. Я вижу в поэзии не только драматические, трагические, лирические отзвуки, но и игру света. Итак, тут целый клубок причин – художественных, философских, социальных и т. д. Но есть и причина, просто лежащая на поверхности – такой книги, в торой собраны и описаны палиндромы, акростихи моностихи, заумь, тавтограммы брахиколоны – попросту никогда не было, а интерес к этим формам очень большой, отклики на книгу идут со всех сторон, еще больше просьб – прислать книгу. Но этого я, увы не могу сделать, так как учебник не только безгонорарный, но еще и бесплатный, средства на его издание выделил Фонд Сороса, а Фонд «Культурная инициатива» распространяет его бесплатно по школам и вузам, участвующим в эксперименте.

– В этой книге представлено много тамбовских авторов. Вы намеренно старались представить побольше тамбовчан?

– Нет, местничеством я не страдаю, хотя и горжусь своим тамбовским происхождением. Ничего не поделаешь, так получилось, что здесь жил какое-то время Державин, затем крупнейший палиндромист Ладыгин, а палиндромы писали Е. Харланов, М. Кудимова и некоторые мои ученики, например, Алексей Неледин. Тамбов сейчас вообще один из центров новейшего искусства, поэтому ничего удивительного, что столько авторов принимают участие в этом издании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.