В. Руделев. Там русский дух? Там Русью пахнет? — Студия «АЗ» / Академия Зауми

В. Руделев. Там русский дух? Там Русью пахнет?

Экспресс-газета. – 1994. – сентябрь (№ 30).

ТАМ РУССКИЙ ДУХ? ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ?

В 839 году при дворе франковского короля Людовика Благочестивого (778–810) появились люди, назвавшиеся Русью. Говорили они по-шведски, и в этом не было ничего удивительного, потому что в IX веке Русь была еще германским, скандинавским народом, а жила – среди восточных славян («словен»). Знали ли русские люди, т.е. германцы, словенский язык? конечно, знали, но полной ассимиляции славянскому миру еще не было. Русь была двуязычным племенем, и даже в начале X века (911, 944 г. г.) послы и купцы от «рода русского» носили нордические (скандинавские) имена.

Откуда взялось это дивное слово «Русь»? Стесняясь, германского корня, наши ученые ищут «водные» истоки будущего имени восточного славянства, обращая внимание на гидронимы типа «Руса» и «Неруса». Но нет! В этих именах иной, хотя и созвучный «Руси» корень, а в слове «Русь» корень означает понятие «белый», «светлый». Тот же корень, кстати, в слове «руда», т.е. «кровь», и в слове «русый» – «светлый». Может быть даже имя «Русь» славянское, поскольку германцы слишком путаются в нем, но именовали «Русью» отнюдь не славянское (первоначально!) население. Финны до сих пор именем «Руотси» называют Швецию, схожее имя с тем же значением есть у эстонцев. Именем «Русь» назывались норманы, спустившиеся с Севера на южные («светлые») земли – от Белого моря до Черного (последнее тоже первоначально именовалось «Белым», пли «Святым», но уже по иным причинам). Как считает А.А. Шахматов, норманы застали на «Белой земле», простиравшейся чуть ли не до самого Яика (тоже кстати, «Белой» реки), родственное готское население, точнее – отдельные его острова. Но уж там, безусловно, господствовала славянская стихия.

Словенам, которые в Летописи постоянно противопоставляются Руси, корень слова «Русь» был понятен в самые близкие нам времена, но у них были и собственные названия «Белого света» – «Белый», «Ярый», «Святой». Нигде на территории «Белого света» Русь Не сохранила своего языка. Может быть, только в Новгороде на короткое время возобладал германский язык, но это был язык варягов, которых та же Летопись не всегда отождествляет с Русью. И «матерью городам русским» стал не Новгород, а Киев (с 882 г.). Этот год, скорее всего, был порогом норманской экспансии и началом славянизации Руси. Совместные походы на Царь-град русских и словенских людей, княжеские престолы в различных русских градах и все остальное, что обильно известно историкам, способствовали тому, что Русь постепенно переставала быть чуждым словенам народом и ее имя становилось собственным именем восточного славянства. Изгнание варягов за море в 60 е годы IX века не было изгнанием за море Руси, а возвращение северных князей якобы по приглашению Новгорода, Изборска и Белозора (словен, чуди и веси, т.е. вепсов) было лишь покорением русских городов (к числу таковых следует прибавить еще Полоцк и Муром, где сидели посадники Рюрика; не подвластными великому князю оставались Киев, Смоленск и окские города, кроме Мурома).

С самых давних времен, видимо, еще в IV–V в.в., Русь была разделена на две земли – по отношению к Востоку. Будучи в целом «Белым светом» по отношению к Северу, т.е. скандинавским родичам, она разделялась на Белую я Черную «полы» по реке-кормилице Днепру. Праводнепровская Русь именовалась «Белой» и «Святой». Черное море (первоначально — «Святое») относилось к Праводнепровью, т.е. к «Белой поле». Позже, однако, оно стало именоваться «Черным», и на то были свои, так сказать, «черные» причины.

«Черной Руси», как устойчивого термина, кстати говоря, не было. Левобережье Днепра – до самого Яика – называлось просто «Черной полой» а еще – «Окраиной», «Украиной». Сама себя давние «украинцы» называли «Тройской землей» – они были с I века ортодоксальными христианами, не поддавшись авантюрам Ария. Выражение «Черные христиане» было бранным на «Белой» («Святой») Руси; столь же бранными были эпитеты вроде «задрипанные» («заднипряные») или «косопузые». Когда в X веке христианство было принято в Киеве, «черных христиан» ругали уже не за христианство, а за «черное» христианство, за адаптацию православной веры народным обычаям, за древнюю азбуку, которую в Киеве презрительно именовали «куриной слепотой» и – за все остальное!

Среди местных племенных имен на Черной земле («север», «вятичи» и т. п.) очень Интересно имя «Рось», созвучное «Руси», но значившей совершенно иное, нежели первое. «Русь» – это «белый» народ метрополия, центральной, господствующей территории. «Рось» – окраина, восточная, «черная» земля, Если слово «Русь» бесполезно искать с славянском мире потому, что «русичи» были исконными германцами, то слово «Рось» столь же трудно найти в славянстве потому, что именно русская часть славянства усвоила гуннский (мордовский) язык и стала мордвой-Эрзей и мордвой-Мокшей (в этнониме «эрзя», названии окского города «Рязань» л имени нашей страны «Россия» один и тот же давний корень «орс-», означающий «окраина»; он сохранился в нашей русской приставке «роз-» и ее многочисленных вариантах).

Как смешались имена «Русь» и «Рось»? Как имя «Русь» стало синонимом имени «Россия»? Почему имя «Украина» было перенесено на территорию бывшей Русской метрополии? Здесь виноваты киевские колонии на бывшей Мереной земле (земле, где жила летописная Меря, угрофинское, видимо, племя, рано усвоившее словенский язык). Владимир. Суздаль, затем Москва отнимали у Киева имя «матери городам русским». Киев оставался лишь историческим центром Руси, Москва же, будучи русской столицей, была еще и росским городом, наподобие Рязани, Чернигова и Тьмутаракани Азовской, или Островной. Становясь центром и Руси и России одновременно, Москва более всего подходила под старое имя святорусского града, хотя в понятие «святорусский» теперь уже прочно входила идея русского православия. Москва была наследницей и Киевской Софии и Чернигово-Рязанской Пресвятой Троицы (до XI в. – Трояна!). Это был уникальный град, и даже язык его уникален и завораживающ. Вспомним, как высоко об акающем московском выговоре говорил северянин-помор Михайло Ломоносов.

Дивный этнический сплав, который образовался в Москве, более всего подходил под понятие «пассионарности», которое введено в обиход выдающимся историком Л.Н. Гумилевым. Нужно только хорошо представлять историю Руси и России, не стремясь глупо и неуклюже спекулировать этими дивными именами – во имя низких политических целей.

В. РУДЕЛЕВ,
доктор филологических наук,
профессор,
член Союза
российских писателей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.